Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Перспективы развития рынка вагонного ремонта в текущих экономических условиях

Георгий Зобов, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ
Конференция «Рынок комплектующих и ремонт подвижного состава»
Москва, 9 июня 2015 года

Презентация "Перспективы развития рынка вагонного ремонта в текущих экономических условиях" (pdf)

На данный момент в России функционируют 25 вагоностроительных предприятий, в которых задействовано примерно 37 тысяч сотрудников. 

Падение показателей работы железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения оказало влияние на рынок вагоноремонта. Так, по данным ИПЕМ, за 5 месяцев 2015 года внутрироссийская и экспортная погрузка сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5%, а грузооборот снизился на 0,9%. Кроме того, продолжается снижение объема выпуска вагонов: по сравнению с прошлым годом было произведено на 62% меньше грузовых вагонов.

С одной стороны, по оценкам ИПЕМ, из-за достижения рядом вагонов 11-летнего срока эксплуатация объем рынка вагоноремонта в 2015 году должен находиться на уровне 19,8 тыс. вагонов, что в 3 раза больше, чем в 2014-м (6,9 тыс. вагонов). Однако, с другой стороны, наблюдаемое сокращение грузовой базы, профицит грузовых вагонов на сети и падение доходов операторов приводят к тому, что вагоны не ремонтируются, а просто отстраняются от эксплуатации. Более того, на рынке начали возникать бартерные схемы. И тренд таков, что рынок бартера будет увеличиваться в разы.

Негативно на вагоностроительных предприятиях сказывается и рост себестоимости услуг, возникший в результате роста цен на комплектующие и удорожания металла на 30%. В результате всех указанных факторов, на рынке сегодня сложился профицит ремонтных мощностей, который составляет не менее 30%.

Рынок ремонтов еще не достиг «дна» и будет «падать» несколько лет, так как операторский бизнес испытывает нелегкие времена, и в ближайшее время тренд не изменится в положительную сторону. Кроме того, объем рынка будет сокращаться за счет поставки на сеть инновационного подвижного состава с увеличенным интервалом межремонтных пробегов. По оценкам ИПЕМ, замена 50% парка грузовых вагонов России на инновационный подвижной состав приведёт к сокращению деповских ремонтов на 16,6%, персонала - не менее чем на 12 тыс. чел. и отцепок в текущем ремонте - на 36,5%.

Вопрос продления сроков службы грузовых вагонов не будет существенно влиять на рынок вагоноремонта, так как любое решение по данному вопросу грузовой базы на железнодорожном транспорте не добавит.

В текущих условиях компромиссного решения достичь не удастся. «Предстоит тяжелый период сокращения производственных мощностей и рабочих мест и в вагоноремонте, и в вагоностроении», - завершил выступление эксперт.