Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Перспективы разработки методики выбора наиболее эффективной модели подвижного состава для потребителя

Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ
Круглый стол «Машиностроение и технологические инновации. Как пережить спад производства?»
Сочи, 5 июня 2015 года

В России уже складывается конкурентное поле между производителями инновационной техники:  в грузовом вагоностроении, в локомотивостроении, в производстве пассажирских вагонов и МВПС. Например, в локомотивостроении, учитывая имеющиеся планы и разработки производителей, а также планы по обновлению парка локомотивов до 2025 года, прогнозируется конкуренция между отечественными производителям, а также совместными предприятиями российских и зарубежных компаний. В результате, у одного из основных покупателей локомотивов, ОАО "РЖД", могут возникнуть трудности с обоснованием выбора модели локомотива из нескольких предлагаемых, удовлетворяющих техническим требованиям перевозчика.

Избежать подобной ситуации позволит формирование методики выбора продукции с некоторым ограниченным числом параметров, которые были бы для заказчика наиболее значимы. При дополнительном улучшении этих параметров можно было бы обоснованно отдавать приоритет той или иной модели локомотива. При этом производители получили бы однозначный стимул, в каких направлениях необходимо улучшать свою продукцию.

Среди параметров, учитываемых в методике, могут присутствовать стоимость жизненного цикла инновационной продукции, технические и эксплуатационные показатели, а также работоспособность в соответствующих климатических условиях. 

С точки зрения эксперта ИПЕМ, необходимым условием для дальнейших разработок инновационного подвижного состава является заключение долгосрочных договоров поставки на такую продукцию. Если не будет «долгосрочности и прогнозируемости» такого заказа, то в конкурсах на поставку смогут принять участие преимущественно  иностранные производители с уже готовыми моделями и техническими решениями.

При этом в долгосрочном договоре должны быть прописаны и штрафные санкции, которые будут применены в случае, если какой-либо из параметров выбранной модели локомотива не подтверждается в течение жизненного цикла. 

В качестве примера долгосрочного договора можно привести контракт по поставке вагонов метро для Московского метрополитена, в рамках которого одно юридическое лицо является поставщиком вагонов, занимается техническим обслуживанием и ремонтом в течение всего срока службы. Контракт также имеет раздел штрафов, которые зависят от степени влияния отказа подвижного состава на технологию перевозки и график движения поездов.

Сформированная методика выбора инновационной техники на основе определенных заказчиком приоритетов позволит дать российским предприятиям импульс для улучшения качества и разработки более эффективной инновационной продукции.