Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Возможности развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения России

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участи в круглом столе «Железнодорожное машиностроение: вызовы времени и перспективы развития», который прошёл 28 июня 2017 года. Ниже приводится адаптированная стенограмма его выступления.

Мощности наших производителей развиты достаточно серьезно и в локомотивостроении, и в грузовом вагоностроении, и в пассажирском. Внутренний рынок начинает сжиматься по разным причинам. Соответственно, единственная возможность не сворачивать производство и продолжать развиваться - это обратить внимание на экспорт. То, что на государственном уровне в качестве приоритетного проекта принята программа поддержки железнодорожного машиностроения, также говорит о том, что руководство государства понимает всю важность данного вопроса.

В приоритетном проекте указаны четыре отрасли: железнодорожное машиностроение, автопром, авиапром, а также сельскохозяйственное машиностроение. В прошлом году общий объём экспорта российской продукции железнодорожного машиностроения достиг 437,5 млн долларов, что составило всего 1,1% от общемирового. Однако общий эффект для государства от экспорта этой продукции достаточно приличный, что подтверждает доля отчислений в консолидированный бюджет Российской Федерации в прошлом году (12,7% от всей суммы экспорта). Таким образом, поддержка экспорта продукции железнодорожного машиностроения позволит ещё более существенно увеличить объем налоговых поступлений.

 

 Структура налоговых поступлений от экспорта подвижного состава, 2016
Источник: ИПЕМ
 

В разработанном ИПЕМ проекте Стратегии развития экспорта железнодорожного машиностроения России были проанализированы потенциальные рынки. Несмотря на то, что задача занять все целевые рынки сама по себе не проста, тем не менее, мы должны к ней стремиться. Необходимо отметить, что отрасль имеет свою специфику. Системная проблема отрасли была сформулирована следующим образом: невостребованность российской продукции на внешних рынках в силу уникальных условий и высокой барьерной среды. Железнодорожная техника, в отличие от потребительского рынка, жёстко привязана к инфраструктуре, а, значит, и к тем требованиям, стандартам и нормативам, которые выдвигают владельцы инфраструктуры (железнодорожной, трамвайной, инфраструктуры метрополитена). Кроме того, существующая тендерная система закупок подвижного состава позволяет ставить барьеры выхода на рынок в интересах отдельных производителей.

Среди особенностей мирового рынка железнодорожного машиностроения, во-первых, можно наличие высоко конкуренции со стороны как традиционных лидеров (Alstom, Bombardier, Siemens), так и новых игроков в отрасли (китайская CRRC). Во-вторых, предъявление высоких требований к производимой продукции, в том числе и со стороны развивающихся стран. Третьей особенностью, связанной с экспортом, является необходимость омологации платформ под каждый географический рынок и заказчика (оператора). Уникальность технических требований инфраструктуры, СЦБ, национальное законодательство также требуют индивидуального подхода. Сложности могут возникнуть и в связи с тем, что во многих случаях требуется финансирование по низким ставкам. Учитывать приходится и потребность в решении комплексных проблем, когда необходимо поставить не только технику, но и построить соответствующую инфраструктуру.

В случае выполнения положений проекта Стратегии к 2025 году объём экспорта железнодорожного машиностроения может достичь почти 1,2 млрд долл. США, что приведёт к увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

В заключение хотелось бы вспомнить слова президента «Сименс» в России Дитриха Мёллера, который, говоря об успехе компании на внешних рынках (доля компании составляет 15%), отметил, что без помощи государства успех был бы не возможен. Таким образом, мне бы хотелось закончить своё выступление выражением надежды на то, что запланированные меры поддержки отрасли нашим государством будут приняты и в полной мере реализованы.

Дополнительные материалы: