Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Опыт применения методологии СЖЦ при расчете экономически обоснованных цен на грузовые вагоны

Руководитель отдела исследований транспортного машиностроения Института проблем естественных монополий К.О. Кострикин выступил с докладом «Опыт применения методологии СЖЦ при расчете экономически обоснованных цен на грузовые вагоны» на IV Транспортном конгрессе - 2011, состоявшемся в ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» (г. Москва, 16 марта 2011 года).

Исследования ИПЕМ в области стоимости жизненного цикла являются одними из наиболее серьезных в этом направлении. Помимо уже известных характеристик данного метода определения экономически обоснованной цены на железнодорожную технику, последние исследования Института позволили сделать достаточно интересные выводы. Так, по мнению аналитиков ИПЕМ, эту методологию возможно применять и для определения основных направлений развития продукта и совершенствования эксплуатации парка вагонов.

По словам докладчика, исследования показали, что больше всего на рост цены вагона влияет показатель роста его грузоподъемности – он дает повышение на 2,8% к цене на каждый процентный пункт прироста показателя. На втором месте оказались два коррелирующих между собой показателя: снижение стоимости деповских ремонтов и увеличение интервалов между деповскими ремонтами: 1,3%-1,5% к цене на 1% изменения. Все остальные факторы: рост межремонтных пробегов, стоимость других видов ремонтов, как оказалось, не имеют столь большого значения.

Анализ условий эксплуатации вагона показал, что наибольший вклад в повышение цены вносят рост доходной ставки и коэффициента использования грузоподъемности. Они дают 2,8% прироста экономически обоснованной цены на один процент прироста значения каждого показателя. Соответственно, отталкиваясь от полученных на основе расчета СЖЦ данных, производитель может определить для себя главные направления развития своего продукта. Потребителю же такой анализ дает ответ на два вопроса: какие характеристики новой техники наиболее важны с учетом сложившихся условий эксплуатации парка, и какие эксплуатационные показатели своей работы необходимо улучшать, чтобы получить максимальную прибыль.

Методология определения экономически обоснованной цены на новые виды подвижного состава должна заменить применявшийся долгие годы принцип «издержки плюс». Так, по решению ОАО «РЖД», с 2012 года все закупки нового подвижного состава и сложных технических систем будут производиться только при условии определения экономически обоснованных цен по методологии оценки стоимости жизненного цикла. Тем не менее, ее внедрение сталкивается с рядом проблем: методологическими, правовыми и даже психологическими, когда производители и потребители не полностью осознают ее преимущества и необходимость в целом. Работы ИПЕМ в этом направлении как раз и дают понимание того, что методология СЖЦ кроме своего прямого предназначения, предлагает аналитический инструментарий, который позволяет исследовать процесс формирования цены на принципиально новый подвижной состав и дает рычаги для управления им.

 


Презентация к докладу