Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Рынок грузовых вагонов: итоги 2017 и перспективы 2018

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участие в заседании подкомитета по транспорту и логистике Комитета по международному сотрудничеству РСПП «Эффективность вагонного парка в реализации экспортного потенциала страны», которое состоялось 5 декабря 2017 года. Ниже приводятся тезисы его выступления.

По оценкам ИПЕМ, к концу 2017 года будет выпущено 35 тысяч полувагонов, а вместе с другими типами – порядка 50-55 тысяч вагонов. По данным на октябрь 2017 года, парк грузовых вагонов на сети ОАО "РЖД" составлял 1 075,8 тысяч, из них инновационные вагоны составляли около 82,5 тысяч или 7,7% от общего объёма парка грузовых вагонов.

Стоит отметить, что в 2015 и 2016 годах объем списания парка полувагонов опережал объем закупки в 2,3 и 1,6 раза, а за 8 месяцев 2017 года объем закупки новых полувагонов был в 2 раза выше объемов списания. Средняя ставка операторов, по оценкам ИПЕМ, с января 2017 года выросла на 57,9% до 1 500 рублей (тариф ОАО «РЖД» за услуги тяги и инфраструктуры в 2017 году вырос всего на 6%) и сохранится на этом уровне до конца года.

Таким образом, установившиеся ставки позволяют вернутся рынку полувагонов в инвестиционную фазу, что в конечном итоге увеличит предложение на рынке предоставления полувагонов и сбалансирует спрос и предложение в определенном коридоре. При этом потребители услуг заинтересованы в наличии ограниченного профицита вагонов, не позволяющего возрастать ставкам существенно выше экономически обоснованного уровня.

Основной объем вагонов с непродленным сроком уже списан, и объемы ежегодного списания будут снижаться. Но на фоне существенного роста погрузки сегодня продолжает наблюдаться локальный дефицит вагонов на конкретных участках сети. Если погрузка в 2018 году будет сохраняться на текущем уровне или расти, то мы не ожидаем существенного замедления производства вагонов, однако к концу года уже может возникнуть тренд на его снижение.

Проблемы в первую очередь ждут тех, кто специализируется исключительно на производстве полувагонов. Интенсивное снижение среднего возраста парка полувагонов на фоне увеличения срока их службы с 22 лет до 40 лет неминуемо приведёт к низкому спросу на них в долгосрочном периоде, что обернется недозагрузкой машиностроительных предприятий.

При этом потребность в обновлении узкоспециализированного подвижного состава сохраняется. Таким образом, от вагоностроителей потребуется определенное перепрофилирование мощностей под производство других типов вагонов, если они хотят компенсировать падение по полувагонам.

В 2018 году ограниченный дефицит полувагонов может возникнуть в весенний и осенний пики перевозок прежде всего для грузоотправителей, работающих на спотовых перевозках. В следующем году продолжится установившийся тренд превышения поставок новых полувагонов над их списанием. За счет этого дефицит не будет большим, а в дефиците будут "дешевые" вагоны крупных операторских компаний, цены которых будут продолжать находиться под надзором регуляторов.

ИПЕМ прогнозирует дефицит относительно дешевых вагонов, в основном полувагонов. Возможный дефицит может увеличить стоимость планируемого к продаже УВЗ-Логистик и привлекательность работы с парком даже по повышенным ставкам.

 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Дополнительные материалы: