Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Анализ состояния и развития транспортного машиностроения России

30 марта 2018 года генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участие в заседании Экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при Комитете ГосДумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, где рассказал о текущем состоянии отрасли транспортного машиностроения России. Ниже приводятся расширенные тезисы его выступления.

В 2017 году по сравнению с 2016-м выпуск локомотивов в России сократился на 1,3%: с 627 единиц до 619 единиц. По моторвагонному подвижному составу (МВПС), наоборот, наблюдается рост производства на 26,8% - с 783 до 993 единиц. При этом производство трамвайных вагонов выросло на 59,8% (до 179 единиц), вагонов электропоездов - на 20,6% (до 467 ед.), вагонов метро - на 22,2% (до 347 ед.) Рост производства МВПС обусловлен, прежде всего, активным развитием общественного подземного и наземного транспорта в агломерации Москвы.

Производство грузовых вагонов за прошедший год выросло на 60% до 58,4 тысяч единиц, что связано с существенным ростом погрузки и ликвидацией дефицита грузовых вагонов, вызванного значительным списанием грузовых вагонов в 2015-2016 гг. (было списано более 230 тыс. вагонов). В связи с существующим спросом на подвижной состав и на фоне растущего рынка перевозок ожидается, что в этом году объём производства грузовых вагонов превысит уровень 2017 года и составит свыше 65 тыс. вагонов при условии отсутствия ограничений конкуренции на рынке производителей, а также использования деталей и комплектующих для производства новых вагонов.

Производство пассажирских вагонов в 2017 году выросло почти в 2 раза: с 258 до 494 единиц. Прежде всего, такие результаты связаны с применением дополнительных мер государственной поддержки в виде обнуления НДС на пассажирские вагоны и высвобождением дополнительных финансовых средств на обновление парка.

В результате, в 2017 году был поставлен рекорд по стоимости отгруженной транспортным машиностроением продукции за последние 5 лет - 532 млрд рублей (рост 27,3%). Основу роста составили производство грузовых вагонов (рост на 62,4%, с 90,1 млрд руб. до 145 ,6 млрд руб.), запасных частей для подвижного состава (+62,4%, +26,9 млрд руб.) и пассажирских вагонов (+58,9%, +17,1 млрд руб.)

Рост спроса на подвижной состав позитивно сказался на занятости и заработной плате в отрасли. Так, численность персонала в отрасли по итогам 2017 года впервые за долгое время показала положительную динамику и выросла на 1,9% по сравнению с 2016-м годом. Положительная динамика наблюдается и по заработной плате - рост за год составил 14,6%, что существенно выше фиксируемой государством инфляции.

В 2017 году Правительство РФ утвердило два важных документа, определяющих государственную политику по поддержке развития отрасли - Стратегия развития транспортного машиностроения РФ на период до 2030 года и Стратегия развития экспорта продукции железнодорожного машиностроения. Как уже отмечалось ранее в этом году на Общем собрании НП "ОПЖТ", требуется дополнение Стратегии развития транспортного машиностроения по целому ряду направлений, что в том числе увязано с пунктом 36 плана мероприятий текущей Стратегии, который предусматривает необходимость ее актуализации при принятии новых редакций стратегических документов в сфере железнодорожного транспорта. Напомню, что в 2018 году должны быть актуализированы ряд стратегических документов на железнодорожном транспорте - Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ, Целевая модель рынка железнодорожных грузовых перевозок, Целевая модель рынка железнодорожных пассажирских перевозок в дальнем следовании, Долгосрочная программа развития ОАО "РЖД".

Дополнительные материалы:

 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме: