Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Основные принципы методики расчета экономически обоснованных цен на грузовые вагоны и комплектующие к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла

Доклад заместителя генерального директора Института проблема естественных монополий О.Г. Трудова
Заседание Комиссии НП «ОПЖТ» по совершенствованию методики ценообразования на железнодорожную технику
(Москва, 27 мая 2011 г.)

Предметом данной методики является определение экономически обоснованной цены новых моделей грузовых вагонов и комплектующих к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла.

Методика разрабатывается с целью внедрения единых методов и приемов для выполнения расчета экономически обоснованной цены на новые модели грузовых вагонов и комплектующие к ним на основе оценки стоимости жизненного цикла.

Методология определения экономически обоснованной цены на новые виды подвижного состава призвана заменить применявшийся долгие годы принцип «издержки плюс». ОАО «РЖД» приняло решение о том, что с 2012 года все закупки нового подвижного состава и сложных технических систем на железнодорожном транспорте будут производиться только при условии определения экономически обоснованных цен по методологии оценки стоимости жизненного цикла. Принцип перехода на эту методологию закреплен также в Хартии о взаимодействии ОАО «Российские железные дороги», НП «Объединение производителей железнодорожной техники» и российских предприятий транспортного машиностроения, производителей железнодорожной техники, узлов и компонентов.

Подобный подход стимулирует внедрение инновационной продукции.

В рамках данной методики принятие решения о приобретении новой модели грузового вагона и комплектующих к ней рассматривается в качестве альтернативы приобретению серийно производимой и эксплуатируемой модели грузового вагона или комплектующих к ней, близкими по техническим и эксплуатационным характеристикам.

Поэтому перед расчетом целесообразно оценить какой вагон может выступить в качестве базового, т.е. с каким будет сравниваться новая модель.

Название «Новая модель» применяется только для обозначения в данном расчете. При этом он может быть как инновационным (с принципиальными изменениями конструкциями), так и просто неким другим вагоном, цену которого хотят рассчитать для сравнения.

В общем случае цена на новый вагон рассчитывается по цене приведенной на слайде. Это означает, что к цене вагона-аналога прибавляют разницу в экономическом эффекте от использования нового вагона.

Экономический эффект считается исходя из данных заявленных производителем или на основании накопленной статистики по эксплуатации вагона-аналога.

Как видно из формулы 2 экономический эффект считается как разница между совокупными доходами и расходами за весь исследуемый с учетом дисконтирования денежных потоков. Исходя из таких ключевых параметров как межремонтный пробег, частота внеплановых ремонтов, перечень регламентных работ и их стоимость и других и формируется расходная часть эксплуатации вагона в течение срока службы.

В заложенных характеристиках вагона, влияющих на его обслуживание, и кроется разница экономического эффекта между в вагонами, которые влияют на цену. Чем больше межремонтный пробег, тем, во-первых, он меньше простаивает в ремонте и больше работает, а, во-вторых, если затраты на ремонт такие же как у вагона-аналога, то возникает и экономия в стоимости ремонтов. Но это зависит от параметров, заложенных производителем в вагон. Учитывая, что в формуле 2 заложена разница между расходами двух вагонов, то учитываются только те расходы, которые различны для двух сравниваемых моделей. Перечень которых приведен на слайде.

При расчете стоимости жизненного цикла в составе доходов за период от эксплуатации вагона учитываются:
  • доходы от эксплуатации вагона;
  • ликвидационная стоимость вагона.

Общая формула приведена на слайде.

Доходы могут рассчитываться двумя путями:
  • Либо через доходную ставку собственника вагона, например, при сдаче в аренду.
  • Либо путем расчета доходов от перевозки конкретного вида груза на конкретном маршруте.

В рамках одного расчета надо применять какой-то один из предложенных методов.

Необходимо отметить, что все входные параметры и применяемые методы являются предметом договоренности сторон. Например, можно применять данные РЖД и ЦДРВ, (при условии, что обе стороны имеют к ним доступ), но это относится только к уже эксплуатируемой технике, по которой уже успела накопиться достаточная статистика. Если же опираться на данные производителя, то остается только верить ему на слово. Потому если производитель заявил, что его вагон меньше ломается и реже обслуживается, и на основании этих данных рассчитана цена, т.е. покупатель приобретает более выгодный продукт, то логично зафиксировать эти параметры в договоре. Ведь, скорее всего, более свершенный продукт будет продан дороже. Закон рынка! Тогда все получается логично. Если параметры выполняются, то покупатель «отбивает» свои инвестиции за счет более совершенных характеристик, а если параметры не выполняются, то это повод для предъявления претензий продавцу вплоть до судебных разбирательств.

Применение этой методики возможно и для определения цены на комплектующие для грузового вагона.

Суть проста. Если у нас есть какой-либо узел или агрегат, являющийся комплектующим для грузового вагона, то, имея все характеристики этого узла, рассчитываем экономический эффект от применения нового узла. Для этого выбираем вагон, на котором можно установить и старую и новую модель узла (старая и новая – условные названия). Рассчитываем экономический эффект по формуле 2, приведенной на слайде 3. А цену рассчитываем по формуле 1 с того же слайда, при этом коэффициент учета экономического эффекта является предметом договоренности между покупателем и продавцом. Практическое применение этой методики для комплектующих на примере тележек будет представлено в следующем докладе.

И в заключение хочу отметить, что эта методика не является механизмом, заменяющим сложившиеся отношения. Также эта методика не даст ответ на вопрос, сколько стоит такой-то вагон на рынке. Методика определяет экономически обоснованные границы цены вагона, исходя из его потребительских свойств.

Презентация к докладу