Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Российское энергомашиностроение: риски и перспективы

Генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян выступил с докладом «Российское энергомашиностроение: риски и перспективы» на Международном конгрессе, который прошел в рамках Международного форума «АТОМЭКСПО 2011» (Москва, 6-8 июня 2011 г.)

В ходе Конгресса состоялось обсуждение актуальных вопросов дальнейшего динамичного развития атомной энергетики. Спикерами и участниками Конгресса стали представители органов государственной власти, руководители и специалисты ГК «Росатом», компаний отрасли, предприятий-партнеров и иностранные эксперты.

В своем докладе Юрий Саакян рассказал о посткризисной ситуации в российском энергетическом машиностроении. По его словам, на фоне других отраслей промышленности, энергетическое машиностроение, если и пострадало от кризиса, то незначительно, и речь может идти скорее не о фактических потерях, а об упущенных возможностях. Однако в ближайшей перспективе российских производителей энергетического оборудования ожидают не только новые возможности, но также опасности и риски. Основными из них могут стать: усиление конкуренции и давления со стороны зарубежных производителей, увеличение технологического отставания и негативные последствия вступления России в ВТО.

По мнению Юрия Саакяна, у российского энергетического машиностроения есть три основных сценария дальнейшего развития:

- Добровольная консолидация в отрасли перед лицом усиления неравной конкурентной борьбы с зарубежными производителями. Этот шаг может дать естественные преимущества большой компании: эффект масштаба, возможность получения кредитов под более низкий процент и т.д. Государству, особенно если оно будет одним из акционеров, будет проще оказывать отрасли помощь, не взирая на ограничения норм ВТО. Для такой компании станет реальным осуществление проектов по крупносерийному производству стандартизированных энергоблоков ТЭС. Но в процессе консолидации необходимо будет согласовать интересы собственников и менеджмента ныне самостоятельных игроков рынка.

- Создание единого крупного заказчика, способного стать не только крупным ЕРС-контрактором, но и проводником между рынком и деньгами государства, выделяемыми на НИОКР и поддержку отрасли. Выступая в качестве посредника между рынком, производителями и государством, такой игрок стал бы эффективным инструментом реализации стратегии развития энергетического машиностроения. Минусы этого варианта во многом схожи с недостатками первого, однако к ним можно добавить необходимость существенных денежных вливаний со стороны государства на первоначальном этапе.

- Создание отдельными российскими производителями альянсов с зарубежными компаниями с перспективой на постепенный трансфер технологий. В настоящее время наиболее активно реализуется именно этот сценарий. Плюсы его хорошо известны – зарубежные компании могут дать нам необходимые технологии и инвестиции. Минусы также предсказуемы: зарубежные партнеры не спешат делиться по-настоящему ключевыми и передовыми технологиями и решениями. К тому же существует реальная опасность превратить отечественное энергомашиностроение в «отверточное» производство из импортных комплектующих.

Подводя итоги своего выступления, Юрий Саакян отметил, что у каждого из этих вариантов есть свои плюсы и минусы, более того, вероятно, необходимо их сочетание. Тем более недавно принятая Стратегия развития энергетического машиностроения вполне допускает это. Отсутствие же должной реакции на имеющиеся вызовы, неизбежно приведет российское энергетическое машиностроение к стагнации, а затем и к деградации, чего, по мнению выступавшего, нельзя допустить ни в коем случае.

Презентация к докладу