Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

О комплексном подходе при реализации инновационных проектов по созданию нового подвижного состава

Юрий Саакян, генеральный директор
IV Международная конференция «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты»
Москва, 8 сентября 2011 года

Сегодня на рынке железнодорожного транспорта становится больше участников, что влечет за собой усложнение системы отношений. Указанная динамика развития рынка актуализирует вопрос о справедливом разделении рисков при реализации инновационных проектов.

При выборе приоритетных направлений развития подвижного состава необходимо учитывать все экономические выгоды и затраты всех участников рынка: производителей, операторов подвижного состава, владельцев железнодорожной инфраструктуры, ремонтного комплекса. В то же время приоритеты развития, определенные ОАО «РЖД» в «Белой книге», не учитывают инвестиционные возможности производителей и будущих эксплуататоров железнодорожной техники.

Сегодня уже в определенной степени отработана методология оценки стоимости жизненного цикла продукции транспортного машиностроения. Однако до сих остается нерешенным вопрос о разработке методологи оценки стоимости жизненного цикла самих проектов в области развития подвижного состава, которая должна включать в себя следующие разделы:

Методология проведения предварительных исследований;

Методология привлечения инвестиций в производство подвижного состава и комплектующих, инфраструктуру и сервисный комплекс.

Также будет целесообразно использовать инструментарий методологии оценки стоимости жизненного цикла при выборе вариантов реализации инвестиционных проектов: такая методология позволит выбрать приоритетное направление развития, которое будет оптимально для всех участников рынка.

Основная проблема при таком подходе - согласование горизонтов планирования. Инвестиционная программа РЖД планируется на три года с детализацией по одному году, при этом к настоящему моменту инвестиционная программа РЖД на 2012 год пока не утверждена. В то же время частные операторы подвижного состава планируют сроки окупаемости в горизонте 3-5 лет, а производители железнодорожной техники также ориентируется на указанные сроки. Однако сроки окупаемости проектов по внедрению нового подвижного состава при учете интересов всех участников рынка могут существенно выходить за эти горизонты. Активную позицию в вопросе согласования горизонтов планирования должны занять акционеры участников проектов, включая государство, как акционера ОАО «РЖД.

Если данные условия не будут реализованы, то перспективны развития рынка подвижного состава останутся под вопросом: операторы подвижного состава предпочтут более дешевую, но менее эффективную железнодорожную технику.