Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

О системных мерах по развитию транспортного машиностроения в регионах

Юрий Саакян, генеральный директор
IV Международная конференция «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты»
Москва, 7 сентября 2011 года

В целом по России количество населения, занятого в транспортном машиностроении, составляет 2,24% от всех занятых в промышленности, однако по отдельным регионам этот показатель существенно выше: в Брянской области он составляет 6,9%, в Калужской – 7,25%, в Тверской – 10,38%, в Ростовской – 5, 13%, Свердловской – 5,9%, в Республике Мордовии – 9,7%. Отношение выручки крупнейших предприятий транспортного машиностроения к валовому региональному продукту (ВРП), сформированному в обрабатывающих отраслях составляет в Брянской области – 35,2%, в Тверской – 51%, Ростовской – 11,8%, Свердловской – 5,9%. Однако такое сравнение не является вполне релевантным, и более корректно будет сопоставлять размер добавленной стоимости.

В 2010 году предприятиями транспортного машиностроения на уплату налогов было направлено 19,7 млрд. рублей, а 21,7 млрд рублей – на выплату заработной платы.

Сегодня существует три источника заказов для предприятий транспортного машиностроения: инвестиционная программа РЖД, инвестиционные программы дочерних предприятий РЖД в области пассажирских перевозок и рыночная потребность в грузовых вагонах. На рынке грузовых вагонов наблюдается положительная динамика заказов, однако в области инвестиционных программ РЖД и пассажирских компаний существуют проблемы. Неопределенность объема инвестпрограммы РЖД на следующие годы и зависимость инвестиционных планов пригородных пассажирских компаний от субсидий из региональных бюджетов тормозят развитие российского транспортного машиностроения.

Среди путей решения существующих проблем можно выделить следующие варианты: