Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Перспективы вагоностроения до 2020 года

Ю.З.Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ)
Международная научно-практическая конференция НП «ОПЖТ» «Грузовой подвижной состав. Жизненный цикл от проектирования до утилизации»
Барнаул, 28 мая 2014 года

Презентация к докладу (pdf)

На сегодняшний день, общие производственные мощности грузового вагоностроения России и стран СНГ составляют порядка 152 тыс. грузовых вагонов в год, причём производственные мощности российских вагоностроительных предприятий позволяют производить 92 тыс. грузовых вагонов в год, что составляет порядка 60% от общего количества. По итогам 2013 года вагоностроительными предприятиями стран СНГ было произведено порядка 87 тысяч грузовых вагонов, из них 60,5 тысяч - силами предприятий Российской Федерации.

Основные мощности по производству грузовых вагонов в России сосредоточены в Уральском, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В частности, ОАО «НПК «Уралвагонзавод» (Свердловская область – Уральский федеральный округ) выпустило порядка 33% от общего количества грузовых вагонов, произведённых в России в 2013 году. Начиная с 2013 года наблюдается существенное снижение объёмов производства, вызванное падением спроса на грузовые вагоны. Так, если в 2012 году компаниями-операторами было приобретено 79,5 тысяч вагонов, то в 2013-м – уже 70,2 тысяч. За 4 месяца 2014 года закуплено 19,9 тысяч вагонов, что сопоставимо с объёмами закупок за тот же период 2013-го (19,8 тыс. ваг.).

Тем не менее, в I квартале 2014 года наблюдается рост производства грузовых вагонов по отношению к аналогичному периоду 2013 г. (+13,6%). Рост производства цистерн составил 5,9%, платформ - 22,5%, полувагонов – 24%. При этом лидерами роста были предприятия, в номенклатуру продукции которых входят полувагоны с улучшенными техническими характеристиками (ОАО «НПК «Уралвагонзавод» ‒ +25,1%, ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» ‒ +148%, ЗАО «Промтрактор-Вагон» ‒ +200%).

На Украине же в 2014 году сохранилась тенденция падения производства грузовых вагонов. Так, если в I квартале 2013 года спад производства составил 37% по отношению к аналогичному периоду 2012-го, то в I квартале 2014 - уже 79%.

Для стимулирования обновления вагонного парка Стратегией развития транспортного машиностроения до 2030 года предусмотрено предоставление государственных субсидий: для этого в бюджете предусмотрено 7,18 млрд рублей: 2,61 млрд рублей ‒ в 2014 году, 2,35 млрд и 2,22 млрд рулей ‒ в 2015 и 2016 годах соответственно.

Также в рамках Стратегии разрабатывается комплекс мер поддержки запуска в серийное производство грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками. Для этого предусмотрена программа субсидирования затрат предприятий транспортного машиностроения на разработку, адаптацию и запуск в производство инновационного подвижного состава. Кроме того, предлагается стимулировать приобретение вагонов габарита Тпр, снижающих себестоимость перевозок владельца инфраструктуры.

Стратегия также предполагает реализацию программы развития тяжеловесного движения, в том числе за счет повышения весовых норм поездов, путем использования более мощных локомотивов (секций локомотивов) на основных «лимитирующих направлениях».

Перспективные направления развития грузового вагоностроения на период до 2020 года включают: