Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Промышленная политика: поддержка инноваций и развития технологической базы России

Юрий Сааакян, генеральный директор ИПЕМ 
Международная конференция «Железнодорожное машиностроение: Партнерство производителей 1520 и 1435»
Берлин, 24 сентября 2014 года

Презентация "Промышленная политика: поддержка инноваций и развития технологической базы России" (pdf)

Российскй рынок железнодорожной техники крайне привлекателен для иностранных производителей. По оценкам ИПЕМ, в последние годы российская отрасль железнодорожного транспорта была одним из лидеров в мире по спросу на подвижной состав. Так, в период 2008-2013 гг. на территории России было закуплено более 2,9 тыс. секций локомотивов на сумму 5,0 млрд евро, 412,7 тыс. грузовых вагонов (18,6 млрд евро), более 3,5 тыс. пассажирских вагонов, включая вагоны МВПС (2,1 млрд евро).

До 2020 года спрос на подвижной состав будет оставаться на высоком уровне. Это продиктовано как острой необходимостью его обновления, так и реализацией крупных инфраструктурных проектов: сеть ВСМ, тяжеловесное движение на БАМе и Транссибе. Так, по планам ОАО «РЖД», планируется закупка более 7 тыс. секций локомотивов на сумму более 9,2 млрд евро (при потребности в 18,1 тыс. секций – 23,6 млрд евро). Также, согласно проекту Стратегии развития транспортного машиностроения до 2030 года, подготовленного ИПЕМ по заказу Минпромторга РФ, ежегодный объем закупок грузовых вагонов до 2020 года составит 63,4-78,1 тыс. вагонов в год (2,3-3,7 млрд евро), объем закупок пассажирских вагонов (включая вагоны МВПС) – 1,9-2,7 тыс. вагонов в год (1,4-2 млрд евро).

Но важно отметить, чтостарая парадигма «Рынок в обмен на технологии» больше не превалирует в решениях регулятора. Государство сегодня ориентировано на поддержку инновационного развития отрасли, разработку и производство собственной конкурентоспособной продукции, в том числе комплектующих. В таких условиях локализация не только сборки, но и производства становится для иностранных производителей обязательным «входным билетом» на российский рынок.