Исследовательская деятельность

Машиностроение / Работы

Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года

Сырьевые отрасли (нефтегазовый комплекс, металлургия и горнодобывающий комплекс) обеспечивают свыше 80% поступлений в бюджет Российской Федерации, и примерно столько же занимают в структуре экспорта. Функционирование сырьевых отраслей в значительной мере зависит от тяжелого оборудования, а затраты на приобретение, обслуживание и эксплуатацию тяжелого оборудования занимают около трети всех затрат сырьевых отраслей.

Учитывая это, в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 24 июля 2008 г. № ВП- П9-13пр, пункт 8) по заказу Минпромторга России Институтом проблем естественных монополий была разработана «Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года». Утверждена приказом Минпромторга России № 1150 «Об утверждении Стратегии развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года » от 9 декабря 2010 г.

Описание работы

В рамках работы над Стратегией были проведены: анализ финансового состояния отрасли, анализ инвестиционной активности в отрасли и затрат на НИОКР. Были оценены текущее состояние и конкурентоспособность российского тяжелого машиностроения, составлены прогнозы экспорта и импорта продукции отрасли. Были определены и проанализированы основные проблемы тяжелого машиностроения, и сделан акцент на территориальное размещение предприятий входящих в отрасль.
Стратегия была согласована по основным параметрам (в т.ч. по производству основной номенклатуры машин и оборудования) с утвержденными стратегиями развития отраслей-потребителей продукции тяжелого машиностроения: «Стратегией развития металлургической промышленности России на период до 2020 года», «Энергетической стратегией России на период до 2030 года» и др.

Результаты работы

В результате работы над Стратегией экспертами ИПЕМ были выработаны 3 сценария развития отрасли, проведена оценка социально-экономического эффекта от ее осуществления, разработан План мероприятий по ее реализации, выработаны рекомендации по дальнейшему развитию отрасли.
Первый, инерционный сценарий, не предполагает каких либо специальных действий со стороны государства. Для тяжелого машиностроения этот вариант развития означает довольно быстрое наступление коллапса, потерю внутреннего рынка, утрату технологического и кадрового потенциала.
Второй, инновационный сценарий, подразумевает непрерывную поддержку производителей и стимуляцию спроса на российском рынке со стороны государства, проведение мероприятий по поддержке НИОКР, модернизацию производственных мощностей, стимулирование иностранных производителей к передаче технологий в области тяжелого машиностроения, осуществление мер по повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Но и инновационный сценарий не является единственно верным, поскольку избыточное инвестирование в разработки не оставляет ресурсов для нормального осуществления дальнейшего жизненного цикла инноваций – тиражирование нового продукта, генерацию и распределение прибыли от инноваций.
Третьим, целевым, является сценарий с ограниченной поддержкой инноваций на первом этапе ее реализации, который продлится до 2015 года, и с последующим инерционным развитием отрасли до 2020 года на базе созданного инновационного задела. Согласно данному сценарию на втором этапе стратегии подразумевается только реализация общих поддерживающих мер – совершенствование различных институтов развития, таможенно-тарифное регулирование и т.д. Для обеспечения данного сценария разработан План мероприятий по реализации Стратегии.

Целью Стратегии является сохранение и развитие российского тяжелого машиностроения. Для достижения этой цели необходимо повышение конкурентоспособности отрасли путем реализации временных антикризисных мер поддержки, таможенная защита внутреннего рынка на период технического перевооружения, направленного на восстановление ценовой конкурентоспособности российских предприятий тяжелого машиностроения, стимулирование процессов модернизации производства, отраслевых НИОКР и/или приобретения ключевых «ноу-хау» для разработки и освоения производства новых современных образов продукции. Целевые показатели указанных действий – снижение производственных издержек, сокращение сроков изготовления продукции и повышение ее качества. Все это позволит не только укрепить позиции российских предприятий на внутреннем рынке, но и значительно расширить их присутствие на внешних рынках.

Полный текст «Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года» (pdf)