Исследовательская деятельность

Машиностроение / Работы

Модель долгосрочного прогноза развития энергетического машиностроения России

Институт проблем естественных монополий разработал Модель долгосрочного развития энергетического машиностроения России, основанную на сценарных условиях социально-экономического развития, разработанных Минэкономразвития России.

Описание модели

Модель прогноза состоит из двух модулей – финансово-экономического и технико-производственного, согласованных между собой.

Технико-производственный модуль: прогноз производства продукции энергетического машиностроения по типам оборудования (на основе текущей рыночной ситуации, возможности и вероятности комплектования вводимых блоков соответствующих типоразмеров российским оборудованием, перспектив экспортных поставок и вероятных направлений развития производства); объемы выпуска в денежном выражении; индексы физического объема выпуска.

Финансово-экономический модуль: прогноз динамики структуры затрат, выручки, сальдированной прибыли и рентабельности (на основе динамики выпуска и прогноза цен производителей в отрасли); прогноз инвестиций и динамики основных производственных фондов отрасли.

Полученные результаты

Теоретически ежегодные производственные возможности российского энергомаша по выпуску продукции превышают потребности электроэнергетики. Однако значительная часть из этого максимального объема выпуска – малые энергоустановки, помимо этого существуют обязательства по экспортным контрактам. Уже только учет этих факторов ограничивает возможности российского энергомаша по доминированию на внутреннем рынке.

Значимая часть вводов в ближайшей перспективе – это ПГУ, в основе которых 2 ГТУ большой мощности (около 300 МВт), которые в России не выпускаются. Существующие планы лицензионного освоения установок такого типа предусматривают начало выпуска 2015-2016 гг. Также у российских производителей нет возможности полностью закрыть широчайший ассортимент котлов-утилизаторов и оборудования для современных угольных электростанций, генераторов и тихоходных турбин для АЭС.

Однако в перспективе на территории России планируется выпуск практически всего недостающего ассортимента оборудования, в большинстве случаев в рамках СП с ведущими иностранными производителями. Если все инвестиционные планы будут реализованы, то к 2020 году на территории России будет производиться весь необходимый российской электроэнергетике ассортимент энергооборудования.

Однако одной из главных проблем российского энергомаша, из-за которой внутренний рынок постепенно переходит к иностранным производителям, являются не ограниченные производственные возможности наших компаний, а отсутствие комплексного клиентоориентированного подхода к позиционированию своей продукции. Любой иностранный игрок, участвуя в тендере, предлагает целостный продукт – электростанцию, гарантирует ее комплексное оснащение и работоспособность всех узлов. Российские производители, даже совместно участвующие в тендере, отвечают только каждый за свой продукт: за турбину, генератор, котел, систему управления и т.д. Поэтому даже при более высокой цене контракта и дальнейшего обслуживания, заказчику выгоднее и надежнее реализовать импортный проект, который минимизирует риски срыва сроков строительства и дальнейшего отказа в работе оборудования, что при текущей модели оптового рынка является гарантией отсутствия недополученной выгоды.

Энергомаш – одна из немногих действительно конкурентоспособных российских технологичных отраслей. Роль государства – поддержка потенциала развития отрасли с учетом ее стратегической важности для обеспечения энергетической безопасности страны. Во-первых, лишь часть ассортимента продукции можно освоить за счет импорта технологий, получив сразу гарантированный результат. Новые технические решения российских ученых и инженеров требуют отработки на пилотных проектах. Роль государства – в создании организационно-правовых условий для возможности и экономической привлекательности реализации таких проектов. Во-вторых, при отсутствии надлежащего технического надзора и правового обеспечения и регулирования тендерных процедур, велика вероятность того, что в Россию хлынет импорт не только оборудования высокого качества из Германии, Франции, США и Японии, но и низкотехнологичного, пусть и дешевого оборудования из Китая (особенно угольного). Роль государства в обеспечении надлежащего технико-технического контроля за проникновением подобной продукции на российский рынок, а также, возможно, комплекс мер целевого таможенно-тарифного регулирования, возможность применения которых, правда, будет сильно ограничен в случае вступления России в ВТО.

Презентация