Исследовательская деятельность

ТЭК / Доклады

Российский рынок угля: риски и перспективы развития

Александр Григорьев, руководитель отдела стратегических исследований
7-й ежегодный саммит «Уголь СНГ»
Москва, 23 мая 2012 года

В 2011 году были достигнуты рекорды по добыче угля (334,7 млн т), отгрузке (308,7 млн т), экспорту (104,7 млн т), а также импорту угля: свыше 32 млн т было доставлено на российский рынок, в основном из соседнего Казахстана.

2011 год был весьма благоприятен для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года. В секторе энергетических углей ситуация была несколько иной: цены оставались стабильными на протяжении всего года, закрепившись на отметках, достигнутых в ходе роста последних месяцев 2010 года.

В начале 2012 года наблюдается позитивная динамика в добыче и экспорта угля. Так, в период январь-апрель 2012 года было добыто 113,5 млн т угля, что на 4,6% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Уровень экспорта за этот период также вырос по отношению к январю-апрелю 2011 года на 20,9% и составил 39,2 млн т. Изменилась динамика цен на уголь: индекс цен производителей угля в марте 2012 года составил 106,4% по отношению к декабрю 2011 года. При этом аналогичный показатель в отношении коксующихся марок углей показал небольшое снижение и составил 98,8%.

Несмотря на все успехи последних 10-12 лет угольная промышленность России находится в достаточно уязвимом положении: внутренняя база потребления характеризуется небольшими размерами, в особенности на фоне других развитых стран, а конкуренция на внешнем рынке становится все более острой, равно как возрастает и неопределенность на нем. Существуют следующие ограничения роста угольной промышленности России:

Чтобы спрос на уголь был завтра, строить угольные станции необходимо уже сегодня. Однако такие примеры крайне редки: энергоблок на Березовской ГРЭС в Красноярском крае на 800 МВт, планируемый к постройке в 2014 году, - один из немногих таких проектов. Причина этого кроется в неконкурентоспособности угля по сравнению с газом на большей части территории страны.

Также маловероятен существенный рост закупок коксующихся углей со стороны отечественной черной металлургии по ряду причин.

Существуют угрозы со стороны мировых рынков. В частности, рост потенциала со стороны конкурентов, например, Австралии, где мощности угольных экспортных портов к 2014 году достигнут 448 млн т (на 115 млн т больше, чем в 2009 году).

Но главным ограничением для развития угольной промышленности России является транспортная проблема. Ключевыми элементами данной проблемы являются низкая эффективность использования имеющегося вагонного парка и снижение пропускной способности инфраструктуры.

Без решения обозначенных задач – возрождения угольной энергетики, расширения портовых мощностей, разрешения вопросов транспортировки – невозможно дальнейшее успешное развитие как угольной отрасли, так и угледобывающих регионов страны. Решение этих задач силами только самих угольщиков невозможно и требует объединения усилий, в особенности в области привлечения государства в качестве участника, способного к комплексному взгляду на проблему с точки зрения национальных интересов.