Исследовательская деятельность

ТЭК / Доклады

Угольная промышленность России: риски развития и возможности роста

Александр Григорьев, руководитель отдела стратегических исследований
VIII Международный форум «Лом черных и цветных металлов 2012»
Москва, 16 февраля 2012 года

Итоги работы угольной отрасли в 2011 году. По данным ИПЕМ, в 2011 году были достигнуты рекорды по добыче угля (334,7 млн т), отгрузке (308,7 млн т), экспорту (104,7 млн т), а также импорту угля: свыше 32 млн т было доставлено на российский рынок, в основном из соседнего Казахстана.

2011 год был весьма благоприятен для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит угля и рост цен на мировом рынке в сегменте коксующихся углей можно было наблюдать на протяжении всего года. В секторе энергетических углей ситуация была несколько иной: цены оставались стабильными на протяжении всего года, закрепившись на отметках, достигнутых в ходе роста последних месяцев 2010 года.  

Важно отметить неуклонный рост цен, который демонстрирует российский угольный рынок уже второй год подряд. По данным ИПЕМ, лидером роста стали самые ценные и дефицитные коксующиеся марки угля, где рост цен составил почти 1,6 раза по отношению к декабрю 2010 года. Цены на рядовой уголь по итогам года выросли более чем в 1,2 раза. Не удивительно, что отрасль продемонстрировала хороший финансовый результат: прибыль составила 122 млрд. руб., что примерно 1,5 раза больше чем годом ранее.

Крайне важно обратить внимание на опасность нарастания глубинных проблем в отрасли, главная из которых – транспортная. Несмотря на то, что наличный парк полувагонов превышает реальные потребности на 85-90 тыс. единиц, отрасль все более часто сталкивается с проблемами связанными с транспортировкой добытого угля к потребителям. Одна из ключевых причин сложившегося положения – негативные эффекты либерализации в железнодорожной отрасли, в т.ч. ухудшение показателей эффективности использования вагонного парка.

Анализ Долгосрочной программы развития угольной отрасли до 2030 года. Появление данной Программы - позитивная новость для развития отрасли и решения ее проблем, однако существует опасность ее невыполнения по причине транспортных проблем, т.к. даже самое максимально эффективное использование имеющегося вагонного парка не сможет помочь решить эту проблему, ставшую для отрасли системной. Дальнейшее наращивание перевозок угля без расширения транспортной инфраструктуры невозможно, т.к. в условиях имеющихся ограничений пропускной способности неизбежно приведет к коллапсу на большей части железнодорожной инфраструктуры уже в ближайшие годы. В условиях действующих ограничений по росту тарифов на услуги ОАО «РЖД» решение этих задач без привлечения дополнительных источников финансирования представляется невозможным. Среди наиболее эффективных инструментов финансирования проектов по расширению инфраструктуры - имеющийся положительный исторический опыт использования гарантированных государством облигаций или иных долгосрочных финансовых инструментов для решения задач по развитию железнодорожной сети.