Исследовательская деятельность

ТЭК / Работы

Затраты на транспортировку газа по различным экспортным маршрутам

Презентация исследования (pdf)

Вопрос целесообразности строительства российских газотранспортных экспортных трубопроводных маршрутов является актуальным как для экспертного сообщества в целом, так и для крупнейших газодобывающих компаний в частности. При этом расчет затрат на транспортировку газа позволяет газовым компаниям оценить инвестиционную привлекательность этих проектов и оптимизировать их газотранспортные расходы.  

Описание модели 

Для решения данных задач Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) были проведены расчеты расходов на транспортировку природного газа как по действующим, так и по проектируемым газотранспортным маршрутам. В силу действующего федерального закона №117-ФЗ от 18 июля 2006 г. «Об экспорте газа», а также устоявшейся в РФ внешнеэкономической практики, единственным экспортером российского и центральноазиатского природного газа в страны Европы в настоящее время является ОАО «Газпром». В связи с этим все расчеты, приведенные в настоящей работе, по транспортировке газа независимых производителей, включая иностранные компании, подразумевают продажу предназначенного на экспорт газа ОАО «Газпром» либо передачу ему данного газа по договору комиссии. Весь маршрут транспортировки рассматривается как совокупность газотранспортных участков, лежащих между соседними компрессорными станциями, а при наличии нескольких параллельных газопроводов выбирается маршрут, через который в настоящее время проходит наибольший объем газа в рассматриваемом направлении. За основу расчетов берется величина тарифа на транспортировку 1 тыс. куб. м газа на 100 км протяженности магистрального газопровода.  

Полученные результаты  

Выполнен расчет стоимости транспортировки газа по следующим экспортным маршрутам:

  1. Довлетабад – Александров Гай (система газопроводов «Средняя Азия – Центр»); 
  2. Александров Гай – Баумгартен; 
  3. Надым-Пур-Тазовский район ЯНАО/Ямбург – Баумгартен; 
  4. Александров Гай – Береговая/Архипо-Осиповка; 
  5. Териберка – Мурманск – Волхов – Выборг (наземная транспортировка газа со Штокмановского ГКМ); 
  6. Выборг-Грайфсвальд (подводный участок газопровода «Северный поток»); 
  7. Береговая/Архипо-Осиповка – Варна (подводный участок газопровода «Южный поток»); 
  8. Бованенко – Ухта – Торжок – Баумгартен (транспортировка газа Бованенковского ГКМ); 
  9. Туркменбаши – Александров Гай (проект Прикаспийского газопровода).  

 Текущая официальная оценочная стоимость проекта «Северный поток» лежит в пределах 11 млрд долл. Пропускная способность двух веток газопровода должна составить 55 млрд куб. м/год. Исходя из указанных оценок, в первые 12,5 лет полноценной загрузки газопровода ежегодный возврат инвестиций, с учетом условной нормы рентабельности транспортировки 15%, должен составить 1012 млн долл. Средняя величина инвестиционной надбавки к тарифу в этом случае составит 18,4 долл. за транспортировку 1 тыс. куб. м по всей протяженности газопровода или 1,51 долл. за 1 тыс. куб. м на 100 км. В результате итоговое значение оценочных расходов на транспортировку 1 тыс. куб. м газа по маршруту Выборг – Грайфсвальд составляет 67,2 долл. По нашим оценкам, с учетом расходов на транспортировку 1 тыс. куб. м газа по «Северному потоку», расходов на транспортировку газа от Южно-Русского месторождения до входа в «Северный поток» в размере 37,22 долл. за 1 тыс. куб. м,а также себестоимости добычи газа в размере 571,3 руб. за 1 тыс. куб. (МСФО в 2009 г. ОАО «Газпром»), суммарные затраты находятся значительно ниже средней экспортной цены реализации газа в 2009 г. в 249,27 долл. за 1 тыс. куб. м (ЦБ РФ), что позволяет государству, в лице главного акционера ОАО «Газпром» и миноритарным владельцам оценивать проект «Северный поток», как перспективный, несмотря на риски дальнейшего снижения цен на европейском газовом рынке.

Рекомендации

В ходе выполнения работы было отмечено, что внутренние расчетные тарифы у 17 компаний–операторов газотранспортной системы ОАО «Газпром» значительно отличаются друг от друга, что вызывает массу вопросов к справедливости оценок затрат газотранспортных активов ОАО «Газпром». Принятие Правительством Стандартов раскрытия информации для субъектов естественных монополий с обязательным требованием раскрывать структуру себестоимости транспортировки будет способствовать адекватности тарифа затратам и «прозрачности» в целом газотранспортных активов ОАО «Газпром».