Исследовательская деятельность

Электроэнергетика / Доклады

Проблемы технологического присоединения заявителей мощности до 15 кВт

Александр Григорьев, руководитель Департамента исследований ТЭК
XI Профессиональный энергетический форум «Генерация, сети, сбыт: стратегия развития»
Москва, 10 декабря 2014 года

Презентация доклада «Проблемы технологического присоединения заявителей мощности до 15 кВт» (pdf)

В 2004 году были приняты Правила технологического присоединения (Постановление Правительства № 861), но вплоть до 2009 года не был решён целый комплекс проблем в сфере техприсоединения заявителей малой мощности. Основные среди них ‒ чрезмерно высокая стоимость и затянутые сроки подключения. В 2009 году были приняты два постановления Правительства, вводившие льготный режим техприсоединения. Также в последние годы был принят ряд нормативных актов, расширяющих обязательства сетевых компаний по повышению эффективности техприсоединения потребителей.

Однако до сих пор повторяются многочисленные нарушения его условий со стороны сетевых организаций. Так, по данным ФАС России, нарушения Правил технологического присоединения являются одним из самых распространённых видов нарушений антимонопольного законодательства в электроэнергетике. По оценкам ИПЕМ, подготовленным на основе исследования жалоб потребителей, наиболее распространенными нарушениями являются (в порядке убывания, подробнее – см. презентацию):

  1. Срыв сроков первоначальной выдачи договора;  
  2. Нарушение сроков осуществления техприсоединения; 
  3. Навязывание дополнительных затрат и процедур; 
  4. Отказ от осуществления техприсоединения.

Для разрешения сложившейся ситуации необходимо рассмотреть модернизацию существующего законодательства, в частности, уточнение положений Правил технологического присоединения и иных законодательных актов, а также применение наказания в виде дисквалификации должностных лиц, допускающих систематические необоснованные нарушения порядка техприсоединения.

В то же время существуют злоупотребления и со стороны заявителей. Одно из основных – подача несколькими членами семьи отдельных заявок по 15 кВт мощности на участок, который фактически будет использоваться совместно. В итоге при подаче четырёх заявок за 2 200 рублей заявитель получает мощность, достаточную для организации небольшого производства.

Также отдельной серьезной проблемой является недостаточный уровень компенсации выпадающих доходов сетевых компаний, возникающий из-за противоречий между расширением льгот по техприсоединению и требованием ограничения роста тарифов. По данным сетевых организаций, к началу 2014 г. из тарифа на передачу было компенсировано лишь 50–60% выпадающих доходов сетевых компаний. С дальнейшим облегчением условий техприсоединения заявителей мощности до 150 кВт некомпенсированные выпадающие доходы ОАО «Россети» могут достигнуть к 2019 году почти 40 млрд руб. В таких условиях целесообразно сохранить ставку 550 рублей за социально незащищёнными слоями населения, для остальных «льготников» повысить ставку за техприсоединение (примерно до 1 тыс. руб. / кВт), а также несколько ограничить круг «льготников».

В зарубежных странах баланс интересов зачастую смещен в сторону сетевых компаний, в частности, нет настолько низких льготных ставок для населения. Однако, в мировой практике существует и положительный опыт, который будет целесообразно рассмотреть с точки зрения его возможной интеграции в российское законодательство.

Средняя цена техприсоединения индивидуального дома в России продолжает оставаться одной из самых низких в мире, в разы ниже чем, к примеру, в некоторых регионах США, Австралии и Великобритании. Но в то же время необходимость в устранении указанных противоречий продолжает оставаться предельно острой.