Исследовательская деятельность

Электроэнергетика / Работы

Оценка доступности технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «МОЭСК»

В июне 2015 года Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) провёл опрос потребителей, осуществивших в 2014 г. технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МОЭСК» на территории г. Москвы. Все данные потребители заявляли мощность в диапазоне от 15 до 150 кВт, большинство (87%) из них являются юридическими лицами, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП).

Все подключённые объекты опрошенных расположены в пределах 300 м от объектов сетевой организации, что давало право потребителям рассчитывать на преференциальные условия техприсоединения (запрет отказа в подключении, ограничение срока техприсоединения, беспроцентная рассрочка оплаты).

Стоимость подключения в 73% случаев была рассчитана, исходя из ставок за единицу мощности, в остальных случаях применялись стандартизированные ставки, использование которых предполагает непосредственный учёт протяжённости прокладываемых линий электропередач.

При этом только в 40% случаев сетевая компания предоставляла потребителям право выбора вида ставки. С другой стороны, ещё 47% опрошенных подтвердили, что рассчитанная сетевой организацией стоимость техприсоединения является минимальной при выборе из двух альтернатив. В оставшихся 13% случаев потребители не смогли компетентно ответить на данный вопрос. Всем опрошенным потребителям был предоставлен детализированный расчёт стоимости техприсоединения. Более того, все потребители подтвердили, что рассчитанная сетевой организацией сумма соответствует значению, полученному при использовании калькулятора на интернет-сайте компании.

Средняя стоимость техприсоединения для опрошенных потребителей составила 388 тыс. руб., причём во всех случаях затраты потребителей на выполнение их части технических условий (далее — ТУ) находились в диапазоне от 5 до 15 тыс. руб.

 

Опрос показал, что в Москве техприсоединение осуществляется с заметным опережением обязательных федеральных требований. Так, установленный предельный срок рассмотрения заявки составляет 15 дней, а средний срок рассмотрения заявок респондентов составил 7,5 дней. Лишь в одном случае предельный срок был превышен и составил 28 дней. Если предельный срок осуществления техприсоединения с момента заключения договора для мощности до 150 кВт в освоенной местности в большинстве случаев составляет 4 месяца, то среди опрошенных потребителей средний срок составил 60 дней (максимальный — 76 дней). Во всех случаях сетевая организация выполняла свою часть ТУ быстрее, чем потребитель — свою. Только в одном случае ожидание осмотра энергопринимающих устройств составило на 1 день больше, чем предусмотрено внутренним регламентом компании (11 дней против 10).

Необходимо отметить, что в начале 2014 года законодательно был отменён этап согласования схемы электроснабжения, а в середине 2014 года в Москве были отменены этапы, отведенные на взаимодействие с энергосбытовой организацией, то есть был введён режим «одного окна». Всё опрошенные подтвердили, что эти этапы были в действительности отменены.

В Москве существует возможность осуществления ряда этапов техприсоединения через интернет. Это привело к тому, что только 20% опрошенных потребителей подавали заявку на техприсоединение путём посещения офиса компании. Число визитов в офис сетевой организации было сокращено до одного-двух, и только одному из опрошенных пришлось совершить три визита.

Также необходимо отметить, что после подачи напряжения ни одним из опрошенных не было отмечено ни одного случая аварийного отключения электроэнергии.

Развитие системы удаленного обслуживания привело к тому, что уже 83% опрошенных потребителей для оплаты счетов за электроэнергию пользуются интернет-сервисами.

Результаты опроса показали, что реальные условия процедуры технологического присоединения в Москве существенно более удобныдля потребителей, чем формальные требования, установленные правилами техприсоединения. Это касается как сроков подключения, так и количества этапов процедуры, а также качества оказываемых услуг. Сетевые и энергосбытовые компании Москвы успешно адаптировались к новым требованиям, введённым в 2014 гожу, в т. ч. успешно развивают интернет-сервисы для потребителей. Однако до сих пор сохраняются определенные проблемы, связанные с избыточными требованиями по выполнению ТУ, которые потребителям приходится обоснованно опротестовывать, и этот этап заметно увеличивает итоговый срок процесса техприсоединения.

26 июня 2015 года