Исследовательская деятельность

Электроэнергетика / Работы

Модель предельно допустимого роста цен на электроэнергию

 sovetrynka

Презентация (pdf)

Многие промышленные предприятия говорят о недопустимости запланированного роста цен на электроэнергию, аргументируя это достижением Россией мирового уровня цен на электроэнергию. При этом сами компании электроэнергетики утверждают, что текущий уровень цен и запланированный рост не достаточен для сбалансированного развития отрасли.

Описание модели

Для решения противоречия о росте цен на электроэнергию между производителями и потребителями Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) была построена Модель предельно допустимого роста цен на электроэнергию. Модель представляет собой систему модулей по поиску оптимального решения на основе критериев допустимости предельно максимального и предельно минимального уровня роста цен на электроэнергию на период до 2020 года. Критерий предельно допустимого максимального роста цен на электроэнергию определяется для промышленности — неубыточностью предприятий (модуль «промышленность»), для населения — неувеличением доли затрат на электроэнергию в малообеспеченных семьях (модуль «население»). Модуль «промышленность» включает в себя моделирование затрат предприятий по отраслям на долгосрочную перспективу, возможность вводить вариативное изменение цены на электроэнергию, влияющие на затраты и прибыль предприятий с учетом мультипликаторов и параметров энергоэффективности. Аналогично построен модуль «население» — на основе моделирования затрат малообеспеченных слоев населения и эффективности энергопотребления. Критерий предельно допустимого минимального роста цен на электроэнергию — неубыточность самой электроэнергетической отрасли и возможность исполнить все запланированные инвестиционные планы. Модуль был построен на основе моделирования затрат секторов электроэнергетики (генерации, передачи, сбыта) и окупаемости инвестиций, на основе утвержденных правил оптового рынка электроэнергии и мощности, RAB-регулирования и прочих нормативных документов.

Полученные результаты

На основе полученных расчетов, можно однозначно утверждать, что вплоть до 2015 года в рамках утвержденных инвестиционных программ и прогнозов Правительства РФ в системе «электроэнергетика – экономика» не будет баланса. Минимальная потребность электроэнергетики в росте цен на электроэнергию в среднесрочной перспективе будет находиться на уровне 12 – 13% в год, при этом для отдельных отраслей промышленности цены на электроэнергию в 2010 – 2011 гг. необходимо даже снизить, а на среднесрочную перспективу индексировать на уровне 7% в год. Электроэнергетике с учетом всех инвестиционных планов надо больше, чем может позволить себе промышленность.

Главный вывод работы

Минимально необходимый для энергокомпаний рост цен на электроэнергию в России превышает предельно допустимый рост цен для промышленности и населения, а значит — в перспективе будет снижать конкурентоспособность отечественных компаний и темпы экономического роста в стране. В соответствии с прогнозами Минэкономразвития России, ситуация не изменится до 2015 г.

 

Безусловно, полученные результаты о необходимости снижения цен на электроэнергию для промышленности обусловлены не столько очень высоким уровнем цен на электроэнергию, сколько тем кризисным состоянием, в каком оказались сегодня отдельные отрасли промышленности, ориентированные на внутренний рынок. Это подтверждает тот факт, что наиболее чувствительными в модели в кратко- и среднесрочной перспективе к росту цен на электроэнергию оказались не отрасли с высокой долей энергозатрат в себестоимости (металлургия, химия), а кризисные отрасли отечественного машиностроение и лесопромышленный комплекс. Поэтому в подобных кризисных условиях необходимо задействовать все рычаги, способные повысить конкурентоспособность отечественной продукции, а минимизация цены на электроэнергию, как и удовлетворение спроса на нее, должна стать главной целью энергетической политики России. 

Рекомендации

Инструментами по минимизации стоимости электроэнергии должно стать повышение эффективности потребителей и производителей. В части повышения эффективности потребителей сегодня уже принимается достаточно усилий. Однако самый существенный потенциал таится в повышении эффективности самих инфраструктурных монополий, в первую очередь, в рамках исполнения инвестиционных программ. Отсутствие контроля за инвестиционными программами приводит к завышению затрат на строительство объектов, и соответственно, инвестиционной составляющей тарифа (по оценкам, не менее чем на 30%). Инструментами данного контроля должны стать разработка и обязательное применение как оценочного фактора удельных сравнительных параметров с зарубежной и советской практикой.