Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Анализ итогов структурной реформы на железнодорожном транспорте и риски дальнейших преобразований

Владимр Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
XV международная конференция "Трансроссия 2010"
Москва, 27-29 апреля 2010 года

Презентация доклада (pdf)

Результаты большей части структурной реформы железнодорожного транспорта – в целом положительны для государства, экономики и общества. Однако ряд связанных с ней проблем требует пристального внимания. К настоящему моменту выполнено большинство мероприятий структурной реформы на ж/д транспорте. Не нарушилась устойчивость работы железнодорожного транспорта, безопасность перевозок, гармоничность транспортной системы страны. Достигнуто снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки грузов. Выросло качество предоставляемых услуг, обеспечена перевозка всех предъявленных грузов. Также реализация реформы позволила привлечь значительные частные инвестиции в обновление парка грузовых вагонов.

Однако существует и ряд проблем, требующий внимания. Например, имеет место недостаток грузовых вагонов в местах погрузки. Также существуют ограничения в приёме заявок и эпизодические срывы сроков доставки грузов при перевозках в направлении портов Дальнего Востока. Сократилась сфера «публичности оказания услуг по перевозке грузов». Общесетевой перевозчик в ряде сегментов уже перевозит не «грузы», а «вагоны». Цены на услуги операторских компаний колеблются весьма значительно. Сократилась сфера государственного ценового регулирования конечной стоимости услуг по перевозке грузов. Темпы обновления магистральной инфраструктуры недостаточны, а нормативная база отстает от фактических преобразований на железнодорожном транспорте. Так же существует риск того, что железнодорожный транспорт будет не в состоянии удовлетворить растущий спрос на перевозки в посткризисный период. Вообще видна тенденция роста транспортной нагрузки на экономику. Для минимизации рисков всем заинтересованным сторонам, включая потребителей услуг и транспорта необщего пользования, следует выработать согласованную позицию по вопросу постреформенной Модели отрасли и уделить больше внимания доработке нормативно-правовой базы и тарифной системы.

При проведении дальнейших преобразований целесообразно: выделить Вторую грузовую компанию, обновить и увеличить парк грузовых вагонов, в том числе с помощью корпоративных процедур - парк дочерних и зависимых обществ (ДЗО) ОАО «РЖД», заранее предусмотреть источники финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД» по развитию мощностей инфраструктуры по обработке приватного подвижного состава в местах массовой погрузки-выгрузки, а собственные поездные формирования должны функционировать в качестве перевозчиков с соответствующими правами, обязанностями и тарифами по допуску к инфраструктуре. Развитие частной магистральной локомотивной тяги нецелесообразно. При этом можно развивать институт собственников локомотивов. Также нецелесообразно искусственное развитие конкуренции между перевозчиками, полное организационное отделение перевозочной деятельности от деятельности по управлению магистральной инфраструктурой. В целом, при проведении преобразований отрасли нужно осуществить расчеты различных вариантов дальнейших мероприятий реформы, оценить риски для государства, потребителей, железнодорожного транспорта и общества, и только затем выбирать оптимальный вариант преобразований. Особое же внимание следует уделять сохранению технологической устойчивости и безопасности перевозок.