Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Оптимальное распределение транспортной работы между видами транспорта

Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ  
Круглый стол "Рациональное распределение грузопотоков между видами транспорта в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду", Общественная палата 
Москва, 21 октября 2014 года 

Железнодорожный и водный виды транспорта не могут сегодня успешно конкурировать с автомобильным по ряду объективных причин. Во-первых, темпы развития автомобильной инфраструктуры значительно опережают темпы развития инфраструктуры железнодорожного и, тем более, внутреннего водного транспорта. Во-вторых, на автодорогах существует относительный профицит пропускной способности. И, в-третьих, автомобильный транспорт отличается низкими барьерами входа на рынок, так как ремонт и развитие автомобильных дорог практически полностью финансируется государством.

Как на железнодорожном, так и на водном транспорте существует высокая степень износа инфраструктуры. При этом для водного транспорта характерны высокая сезонность и неразвитая сеть путей сообщения, что снижает его привлекательность для грузовладельцев.

Основными критериями выбора потребителем вида транспорта являются стоимость и сроки, а качество и уровень сервиса оказывают лишь ограниченное влияние. По данным показателям сегодня основная конкуренция в сфере грузоперевозок происходит между автомобильным и железнодорожным транспортом. В свою очередь, водный транспорт проигрывает в конкурентной борьбе в силу сезонности и ограничений по возможностям использования.

Оптимальная  структура распределения работы по дальности между автомобильным и железнодорожным транспортом выглядит следующим образом: до 1000 км – зона преобладания автомобильного транспорта, от 1000 до 3000 км – зона активной межвидовой конкуренции, от 3000 км – зона преобладания железнодорожного транспорта. На создание такой структуры перевозок должно быть нацелено регуляторное воздействие государства. 

Автомобильный транспорт должен осуществлять функцию подвоза к железнодорожным и водным терминалам, а также осуществлять перевозки тарно-штучных грузов на небольшое расстояние (до 500 км). В период навигации грузопотоки должны максимально направляться на внутренний водный транспорт. Железнодорожный транспорт рациональнее использовать на большие расстояния и концентрироваться на маршрутных отправках. Железные дороги способны перевозить как большие объемы массовых сырьевых грузов, так и среднедоходные и высокодоходные грузы с высокой скоростью (к примеру, в поездах «по расписанию» или контейнерных поездах).