Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Доклад: Влияние процесса реформирования железнодорожного транспорта на потребный парк полувагонов в отрасли

Игорь Куротченко, эксперт-аналитик Департамента исследований железнодорожного транспорта 
Конференция "Рынок железнодорожного подвижного состава 2010"
Москва, 12 ноября 2010 года

Презентация к докладу (pdf)

Конференция была посвящена вопросам структуры и динамики перевозок грузов железнодорожным транспортом в странах СНГ, вагоностроения в СНГ, прогнозу темпов обновления вагонного парка, прогнозу цен на полувагоны, цистерны и вагоны-хопперы, а также кредитования и лизинговых программ для участников рынка подвижного состава. Игорь Куротченко напомнил, что одной из основных задач структурной реформы было повышение уровня эффективности работы железнодорожного транспорта, расширение ассортимента и улучшение качества предоставляемых услуг. Этому способствовала разработка нового Прейскуранта 10-01 еще в 2003 году. Именно в нем была выделена вагонная составляющая из тарифа. Документ позволил операторам вагонов самостоятельно и точно вести учёт расходов и доходов, сделать систему тарифообразования на услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов гибкой и, в конечном счёте, послужил катализатором развития операторского бизнеса.

По словам эксперта, после появления большого числа компаний оперирующих полувагонами и увеличения их доли на рынке ухудшилась управляемость вагонов, что привело к опережающему темпу роста парка полувагонов над темпами роста грузовой базы. Параллельно этому увеличились простои вагонов, оборот вагонов, встречный порожний пробег однотипного подвижного состава, существенно выросли пробеги порожних вагонов. Эксперт уверен, что ситуацию могут исправить изменения в тарифной системе. Сейчас владельцы вагонов не мотивированы обслуживать ближайшего грузоотправителя и иногда посылают вагон пустым на тысячи километров к высокодоходному отправителю и ждут там груз. Только отказавшись от классов грузов, сделав равнодоходной каждую перевозку, и установив экономически обоснованный тариф как за груженный, так и за порожний рейс, можно добиться появления мотивации повышать показатели работы подвижного состава. Одним из основных условий успешности этих начинаний будет обязательное адресное дотирование государством владельцев низкодоходных грузов, которых будет ожидать кратный рост тарифов. Если не принимать мер, то хаотичное движение приватных вагонов может привести к остановке сети ОАО РЖД».