Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Меры государственной поддержки и их влияние на российское вагоностроение и ремонт грузовых вагонов

Производство грузовых вагонов в России с  2012 по 2015 год сократилось  более чем в 2 раза. С 71,6 тыс. грузовых вагонов в 2012 году до 29,2 тыс. в 2015 году. 

Как следствие с 2014 года по апрель 2016 года произошло сокращение 8,4 тыс. сотрудников вагоностроительных предприятий  - это 21,8% от общего числа. Низкий спрос на продукцию не стимулирует производителей развивать свои производства и инвестировать средства в основной капитал компаний и НИОКР. Инвестиции в основной капитал грузового вагоностроения сократились на 85,7%. 

Рост цен на сырьё и комплектующие привел к ожидаемому росту цен на грузовые вагоны. Средняя цена грузового вагона за 2014-апрель 2016 г. выросла на 29,4% ( с 1,7 млн руб. до 2,2 млн руб.).  Только за 4 месяца 2016 года цена на металл поднялась на 26%, что, в конечном итоге, привело к увеличению себестоимости вагона на 7%.

В свою очередь рост цен на новые вагоны не позволил подняться спросу на новые грузовые вагоны. В результате за 4 месяца 2016 г. было изготовлено 8,3 тыс. вагонов, что на 3,5% ниже объёма производства за аналогичный период 2015 г. Сдерживающим фактором является и низкая доходная ставка операторов вагонов. 

Кроме того, благодаря запрету Минтранса России на эксплуатацию вагонов с истекшим сроком службы в 2014-2016 гг., темпы списания грузовых вагонов в 5 раз выше темпов поставок на сеть РЖД новых вагонов. В 2015 г. общий парк грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД» сократился на 104 тыс. ед., а за 4 месяца 2016 г. - ещё на 45,5 тыс. вагонов, что привело к росту ставок (в среднем на 22%). Предполагается, что в ближайшей перспективе тенденция к росту ставок  сохранится!

Тем не менее,  в докладе заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука "Меры государственной поддержки и их влияние на российское вагоностроение и ремонт грузовых вагонов" отмечается, что благодаря увеличению скорости доставки грузов на сети ОАО «РЖД» и повышению качества взаимодействия участников перевозочного процесса потребность отрасли в подвижном составе за 2014-2016 гг. снизилась. Например, в полувагонах - на 12,2%  и  на текущий момент тренд на снижение потребности  сохраняется. 

В целом применение мотивирующих и стимулирующих мер государственной поддержки позволило омолодить парк грузовых вагонов. В период 2014-апрель 2016г. средний возраст вагонов сократился с 15,2 лет до 14,1 лет. 

Справочно:

производство грузовых вагонов в РФ

в 2012 году -  71,6 тыс.;

в 2013 году -  60,1 тыс.; 

в 2014 году  - 55,1 тыс.; 

в 2015 году -  29,2 тыс.;

Более подробно на данную тему в докладе от 6 июня 2016 года