Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Возможные направления привлечения грузов и повышения конкурентоспособности ЖД перевозок

 Ежегодные потери ОАО «РЖД» могут составить более 25 млрд.руб. в случае дальнейшей реализации на территории России проектов строительства нефтетрубопроводов. Сравнительный анализ показывает, что стоимость транспортировки сырой нефти железнодорожным транспортом примерно в 2 РАЗА выше, чем трубопроводным. Данное  обстоятельство является существенным стимулом для развития системы трубопроводов  нефтяной отраслью страны.

Ориентировочно с железнодорожного транспорта в трубопроводы может уйти порядка 20 млн. тонн нефтяных грузов. При этом в ближайшее время после ввода в эксплуатацию ряда нефте- и нефтепродуктопроводов в России железнодорожный транспорт потеряет не только часть существующей, но и часть перспективной грузовой базы. 

Такие выводы были озвучены 17 июня на VII практической конференции «Железнодорожные перевозки продукции нефте- и газопереработки» заместителем генерального директора Института проблем естественных монополий Владимиром Савчуком. В своем докладе «Возможные направления привлечения грузов и повышения конкурентоспособности ЖД перевозок» он подчеркнул,  что в период с 2006 по 2015 гг. объём перевозки железной дорогой нефти и нефтепродуктов увеличился на 10,8% до 264,3 млн. тонн. и сейчас  в структуре перевозок железнодорожного транспорта доля нефтяных грузов составляет 19,9%, а в структуре доходов 34,6%.  При этом  доходная ставка при перевозке нефти и нефтепродуктов одна из самых высоких на сети ОАО «РЖД» - нефть и нефтепродукты являются  для ОАО  «РЖД» одним из источников перекрёстного субсидирования грузов 1-го тарифного класса и инвестиций в инфраструктуру и подвижной состав. 

Сокращение существующих перевозок собственными поездными формированиями (СПФ) вследствие развития трубопроводного транспорта приведет к актуализации обсуждения со стороны СПФ вопросов их работы на других маршрутах и грузах. Это приведет к потере выручки владельца инфраструктуры на этих направлениях и актуализации вопросов источников финансирования перекрестного субсидирования. 

Для частичной компенсации уходящих объемов перевозок в долгосрочной перспективе, считает эксперт, целесообразно при введении дерегулирования тарифов на транспортировку трубопроводным транспортом ввести аналогичное дерегулирование перевозок на железнодорожном транспорте на параллельных направлениях. Кроме того, необходимо развивать сервисы и оптимизировать тарифную политику по перевозке нефтепродуктов и химических грузов в танк-контейнерах. В этом секторе возможен существенный рост доходов железнодорожников. Танк-контейнер позволяет осуществить доставку груза «от двери до двери». При увеличении объёмов перевозок грузов в танк-контейнерах целесообразно создавать условия для их привлечения на железнодорожный транспорт.  В 2015 г. объём перевозки грузов в танк-контейнерах на железнодорожном транспорте составил 1,3 млн. тонн.

Более подробная информация в докладе ИПЕМ от 17 июня 2016 года