Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Особенности государственного регулирования и межтранспортной конкуренции на рынке перевозок горно-металлургических грузов

Анализ межтранспортной конкуренции и государственного регулирования на рынке перевозок горно-металлургических грузов был представлен заместителем генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимиром Савчуком на VII-й Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» в Москве.  

В рамках своего выступления докладчик отметил, что развитие сервисов и клиентоориентированности автомобильном транспорте за предыдущий период значительно опережает изменения на железнодорожном транспорте. Оперативная подача автотранспорта под погрузку, гибкие ценовые условия и сроки оплаты, короткие сроки доставки грузов «от двери до двери», доставка «точно в срок», избыток предложения и другие факторы сделали автотранспорт серьёзным конкурентом железнодорожному в секторе повагонных и групповых отправок ряда грузов.

На примере черных металлов докладчик показал изменение распределения объемов перекрестного субсидирования между металлургической отраслью и перевозками прочих грузов. Так в 2008 году 60% перекрестного субсидирования при перевозке металлов уходило на компенсацию затрат перевозок руды, кокса и угля для металлургической промышленности. В 2015 году только 40%.

За последние 5 лет рост объемов производства черных металлов составил 8,8%, сокращение погрузки на железнодорожном транспорте 1,4%. Таким образом, железнодорожный транспорт общего пользования потерял как минимум 7,8 млн т металлопродукции, недополученная выручка общесетевого перевозчика составила не менее 9 млрд руб. а на автодорогах добавилось около 400 тыс. автомобилерейсов. 

В результате Владимир Савчук представил рекомендации, которые, на его взгляд, целесообразно учитывать при рассмотрении вопросов государственного регулирования перевозок на железных дорогах:

1. Предоставление скидок на короткие расстояния при перевозке металлопродукции с применением тарифного коридора.

2. Формирование стоимости подключения к железнодорожной сети новых производств и центров распределения металлопродукции на приемлемом уровне. Возможно, целесообразно вносить изменения в методические документы с целью оптимизации стоимости, в зависимости от «доходности» пользователей услуг.

3. Обратить внимание государства на необходимость контроля, и, при необходимости, регулирования услуг предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) на принципах регулирования транспорта общего пользования.

4. Учитывать, при формировании новой тарифной системы на железнодорожном транспорте комплексное воздействие на транспортные затраты отраслей экономики с учетом перевозок сырья и готовой продукции.

Познакомиться с докладом Владимира Савчука можно пройдя по данной ссылке.