Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Результаты анализа переключения грузов с железнодорожного на альтернативные виды транспорта в период с 2010 по 2015 г.

В рамках VII-й ежегодной конференции «Рынок железнодорожного подвижного состава и операторских услуг», проходившей в Москве, Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) представил доклад, в котором продемонстрировал результаты анализа переключения грузов с железнодорожного на альтернативные виды транспорта в период с 2010 по 2015 г. Докладчиком выступил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.    

По оценкам ИПЕМ в период с 2010 по 2015 гг. 149 млн.т потенциальной грузовой базы не было перевезено железнодорожным транспортом. При этом наибольший объем переключения – свыше 90 млн.т – наблюдался на автотранспорте. Переключение грузов отразилось на финансовом состоянии ОАО «РЖД» и привело к ежегодному недополучению свыше 85 млрд руб.

В докладе Владимир Савчук отметил, что в рамках анализа переключения грузопотоков ИПЕМ были проанализированы 57 номенклатурных позиций грузов. Для каждого груза оценивались экономические и технологические факторы низкой конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, речным и трубопроводным. 

В частности, докладчик отметил тренд на постепенное снижение перевозок нефти железнодорожным транспортом, преимущественно обусловленный запуском второй очереди нефтепровода ВСТО, а также продолжением развития трубопроводного транспорта.

Докладчик отметил также несбалансированность тарифной системы перевозки грузов на железнодорожном транспорте, как один из факторов способствующих переключению грузов на альтернативные виды транспорта. Оцененные (на примере удобрений и бензина) тарифные перекосы при перевозках на расстояния свыше 3000 км и отрицательная тенденция в возможностях перекрестного субсидирования (на примере черных металлов) приводят к росту финансовой нагрузки на грузовладельцев и, как следствие, уходу их с железнодорожного транспорта.

Результаты анализа также включают конкретные рекомендации по стимулированию переключения грузопотоков на железнодорожный транспорт. По оценкам ИПЕМ потенциальная грузовая база для переключения составляет свыше 375 млн тонн в год. При переключении таких объемов могут быть достигнуты положительные эффекты как для ОАО «РЖД», в виде роста доходов от перевозки на 256 млрд руб. и увеличения инвестиционной программы, так и для транспортного машиностроения, в виде дополнительной потребности в 1,2 тыс. локомотивов и более 250 тыс. единиц подвижного состава, необходимого для освоения заданных объемов.

Подводя итог, Владимир Савчук отметил, что внимание в железнодорожной отрасли не должно быть сосредоточено исключительно на сохранении той номенклатуры грузов, которая имеется в настоящий момент. Без реализации определенных практических шагов со стороны всех участников железнодорожной отрасли наметившаяся тенденция по переключению грузов на альтернативные виды транспорта будет усиливаться.

Познакомиться с докладом можно пройдя по данной ссылке.