Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

ВСМ: строить или не строить?

31 мая 2018 года в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему «Скоростное и высокоскоростное железнодорожное сообщение в Российской Федерации: состояние и перспективы», на которых выступил с докладом генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян. Ниже приводится адаптированная стенограмма его выступления.


 


Аудиозапись выступления Ю.Саакяна в Общественной палате РФ



Сегодня довольно часто обсуждается, давать или не давать государственные средства на развитие проектов ВСМ? Если давать, то сколько? И можно ли вообще не вкладывать деньги? Ответ - без государственного финансирования не обойтись. И вся мировая практика доказывает это: если в Европе 70% стоимости строительства ВСМ - это безотзывные субсидии, то в Китае 100% капитальных расходов осуществляется за счет государства.

Без поддержки государства развитие ВСМ невозможно. Результатом продолжающихся многие годы обсуждений, свидетелем которых мы являемся, становятся проекты ответвлений от основной линии ВСМ "Москва-Казань": например, строительство Москва-Владимир с продлением дороги до Нижнего Новгорода. Но давайте будем отдавать себе отчет в том, что тот же проект ВСМ "Москва-Владимир" не сможет дать тех эффектов, которые может дать "Москва-Казань".

Второй момент: проект ВСМ с каждым годом становится дороже, и это объективная реальность. В 2013 году его стоимость в прогнозных ценах составляла почти 1,1 трлн руб, а в 2018 году строительство всей линии обойдется уже в 1,7 трлн руб. При дальнейшем затягивании с принятием решения о начале строительства бюджет ВСМ будет увеличиваться с темпами как минимум на 50-60 млрд руб./год. Более того, если бы проект был реализован уже сегодня, то дополнительных пассажиров было бы перевезено на 4 – 5 млн больше, дополнительные доходы перевозчика составили бы 15 – 18 млрд руб, а дополнительный прирост ВВП был бы свыше 0,1 п.п., что не так уж и мало при его нынешних темпах роста.

Более того, без государственной поддержки сложно рассчитывать на приход серьезных инвесторов – участие государства очень важно для инвестора. Если говорить об экономике проекта, то в большинстве случаев строительство ВСМ операционно прибыльно, а финансовая поддержка государства на стадии строительства значительно улучшает экономику проекта.

Проект необходимо сдвигать с мертвой точки. С одной стороны, принятие решения о строительстве линии до Владимира с организацией движения до Нижнего Новгорода позволит сдвинуть проект, так как не требует государственного участия. Однако такой вариант осложняет привлечение зарубежных инвестиций, так как это возможно только при условии участия бюджетных средств в проекте. Таким образом, проект ВСМ должен быть крупным, и рассматривать отдельно линию "Москва-Владимир" неуместно.

Необходимо реализовывать крупные проекты, такие как ВСМ "Москва-Казань", чтобы заказ для промышленности был экономически целесообразен, был смысл разворачивать производство, вкладывать деньги и ресурсы в разработку нового подвижного состава. Я абсолютно убежден, что технология, строительство, эксплуатация и производство компонентов подвижного состава – все это должно быть максимально локализовано в России, в особенности учитывая то, что ВСМ «Москва-Казань» станет первым и, надеюсь, не последним проектом высокоскоростного сообщения в стране. На текущий момент технологии и опыт строительства будут заимствованы у иностранных партнеров, однако параллельно со строительством ВСМ необходимо наращивать компетенции, знания и опыт в данной сфере для реализации последующих проектов.

В завершение выступления подчеркну, что в ряде высокотехнологичных отраслей Россия является одним из ключевых игроков на мировой арене - космос, атомная энергетика. Не стоит забывать, что такое положение было достигнуто за счет целенаправленной и планомерной работы по наращиванию производственной базы и научного потенциала в перечисленных отраслях, а также соответствующего государственного финансирования.

В отрасли высокоскоростного сообщения Россия на мировой арене пока не представлена. Чтобы зарекомендовать свою конкурентоспособность, в условиях быстроизменяющейся мировой конъюнктуры, необходимо уже сейчас начинать работу по подготовке кадров, развитию науки и промышленности в сегменте ВСМ. Европа, Китай, США уже реализуют проекты ВСМ, в высокой степени готовности находятся проекты в Марокко, Дании, Саудовской Аравии. Сколько времени мы будем еще думать?

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: