Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Плановые ремонты грузовых вагонов будут расти только до 2023 года

9 декабря, 2021

Текущее восстановление рынка плановых ремонтов грузовых вагонов носит временный характер. В долгосрочной перспективе объём плановых ремонтов грузовых вагонов будет сокращаться. О перспективах российского рынка ремонта грузовых вагонов рассказал на XIХ международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство» рассказал заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Слободяник.

На протяжении последних лет рынок плановых ремонтов грузовых вагонов сокращался. С 2016 по 2020 год объём вагоноремонта снизился более чем на 18%. К факторам, оказывающим негативное влияние на динамику плановых ремонтов, можно отнести существенное списание вагонов (в 2015-2016 гг.), массовые поставки на сеть новых инновационных вагонов с увеличенными межремонтными интервалами. Усиление негативной динамики в 2020 году связано с распространением пандемии COVID-19, в результате которого снизилась грузовая база железнодорожного транспорта, в ряде сегментов образовался локальный профицит вагонов и операторы предпочитали не ремонтировать, а отставлять от движения вагоны с подходящим сроком ремонта. В текущем годы наблюдается восстановление рынка плановых ремонтов грузовых вагонов. По итогам 2021 года объём плановых ремонтов будет на уровне 2019 года. До 2023 года рост продолжится и будет обеспечиваться преимущественно увеличением капитальных ремонтов. Однако с 2024 года объём ремонтов будет снижаться.

 Прогнозный объем капитальных ремонтов преимущественно определяется ретроспективной динамикой производства грузовых вагонов и их межремонтными интервалами. В 2010-2013 годах наблюдались большие объёмы производства грузовых вагонов на фоне высоких ставок аренды и предоставления полувагонов. Преимущественно производились вагоны с интервалом от постройки до КР около 12 лет. В виду этого в 2021-2024 годах ожидаются пиковые объёмы КР за счёт ремонта преимущественно вагонов произведённых в 2010-2013 годах. В дальнейшие годы было падение закупки новых вагонов, а также увеличение закупки «инновационных» вагонов в основном с интервалом от постройки до КР 16 лет. В связи с этим после 2024 года будет сокращение числа КР.

Существенные объёмы поставки инновационных вагонов в последние годы за счёт наличия больших межремонтных интервалов создают риск сокращения рынка плановых ремонтов и в более долгосрочном периоде.

Дополнительно: