Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Состояние и перспективы финансирования проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
IX ежегодный международный форум «Транспортная инфраструктура России»
Москва, 27 февраля 2013 года

Презентация к докладу (pdf)

Результаты проведенного ИПЕМ сравнительного анализа Стратегии развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 г. № 877-р) и проекта Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, опубликованного Министерством транспорта РФ в декабре прошлого года. По подсчетам ИПЕМ, по сравнению со Стратегией развития железнодорожного транспорта в проекте Транспортной стратегии объемы строительства новых грузопассажирских железнодорожных линий снижены в 46 раз (503 км против 23 081 км), а акцент сделан на строительстве высокоскоростных линий и реконструкции существующих путей под скоростное сообщение. Объемы финансирования развития железнодорожного транспорта в Транспортной стратегии возросли в 2,8 раза (в расчетных ценах 2007 и 2011 гг.). Акцент в сфере бюджетного финансирования сделан на строительстве автодорог: на железные дороги предусмотрено 21% финансирования из федерального бюджета (6, 1 трлн рублей из запланированного общего объёма в 29, 6 трлн рублей), а на автомобильные дороги – 96% (32, 4 трлн рублей из федерального и регионального бюджетов).

Эффект. В случае отказа от финансирования мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений, объем невывоза грузов к 2020 году может составить до 190-200 млн т. По оценке ИПЕМ каждый не вывезенный 1 млн тн грузов в среднем приводит к потере 1 млрд рублей прямых доходов бюджетной системы.

Резюме. Проект Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года не сбалансирован и нуждается в доработке по следующим показателям:

Предложения. Реализация проекта Транспортной стратегии в его нынешнем виде приведет к существенным проблемам для экономического развития России: