Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Инфраструктурные ограничения для бизнеса: долгосрочный тренд или временные трудности?

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
IV Международная конференция «Грузоперевозки для малых, средних и крупных предприятий. Что дальше?»
Москва, 12 марта 2013 года

Презентация к докладу (pdf)

Российская транспортная система в 2-4 раза отстает от уровня развития транспортных систем ЕС, США и Китая (см. презентацию). Сегодня альтернативы при выборе видов транспорта для малого и среднего бизнеса фактически отсутствуют.

Результатами либерализации грузовых железнодорожных перевозок стали усложнение перевозочного процесса, замедление скорости перевозок и существенный рост тарифов. Это привело к тому, что малому и среднему бизнесу стало значительно сложнее и дороже пользоваться услугами железнодорожного транспорта. В результате, сегодня при значительном росте погрузки грузов, по которым сильна межвидовая конкуренция, большую часть «излишка» забирает автотранспорт.

При этом ситуация в транспортной системе России только усугубляется: сегодня более 30% (около 15 тыс. км) автодорог федерального значения работает в режиме перегрузки, а протяженность «узких мест» на железных дорогах составляет 7,6 тыс. км. К 2020 году ввиду нехватки финансирования протяженность «узких мест» на железных дорогах может составить уже 20,6 тыс. км.

Отказ от финансирования мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений на железных дорогах может привести к тому, что объем невывоза грузов после 2015 года будет составлять до 97,1 млн т в год. По расчетам ИПЕМ, это может привести к появлению на автомобильных дорогах дополнительных 4,9 млн рейсов грузовых автомобилей в год.

Существующая сеть автомобильных дорог не способна «принять» значимые объемы грузов с железнодорожного транспорта. Развитие транспортной системы, сбалансированной по видам транспорта, является необходимым условием дальнейшего роста экономики России.