Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Новые подходы к формированию инвестиционной программы обновления парка локомотивов

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
II Международный форум «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса»
Москва, 15 марта 2012 года

В настоящее время в той или иной степени есть ясность по поводу решения проблемы износа по двум сегментам: инфраструктура и вагоны. Касательно инфраструктуры была разработана концепция регуляторного контракта и в 2012-2013 годах будут запущены пилотные проекты. Относительно вагонов было принято решение достичь снижения степени износа путем привлечения частных инвестиций. Цель была достигнута и вагонный парк был обновлен, но появились побочные негативные эффекты: рост порожнего пробега, простоев и оборота вагонов, в результате – рост спроса на новые вагоны, вызванный не только ростом грузовой базы, но и снижением эффективности их использования, а также рост цен на новые вагоны, ставок операторов и стоимости перевозки для грузовладельцев.

В то же время ясности по решению проблемы с износом и дефицитом локомотивов пока нет. Степень износа локомотивного парка остается высокой, а вследствие сдерживания роста тарифов объема инвестиционной программы ОАО «РЖД» не хватает на обновление парка необходимыми темпами. Согласно планам Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года необходимо обновить около 20 000 локомотивов на сумму около 1 трлн рублей. Но уже на начало 2012 года отставание от плановых показателей составляет 5 300 локомотивов, и при сохранении сложившихся темпов закупок к 2015 году отставание может составить 7 300 локомотивов.

По расчетам ИПЕМ, за период 2015-2030 отставание составит дополнительно 5 250 локомотивов или 50% (12 550 локомотивов) от показателей Стратегии 2030, что составляет более 600 млрд руб. В настоящее время дефицит закупок компенсируется программой модернизации локомотивов с «отодвиганием» закупок новых локомотивов на более позднее время. Таким образом, размер инвестиционной программы на железнодорожном транспорте в части обновления локомотивов требует удвоения, т.е. дополнительных 30-40 млрд. руб.

Возможные механизмы финансирования инвестиционной программы в отрасли по обновлению локомотивного парка:

В среднесрочной перспективе будет невозможно поднять регулируемый тариф на уровень, требуемый для обновления локомотивного парка (около 3-4 п.п. дополнительной индексации), в связи с чем необходимо рассматривать два других варианта.

В случае применения варианта с привлечением частных инвестиций через создание института частных перевозчиков или владельцев/лизинговых компаний, учитывая имеющийся опыт работы частных компания в сфере грузовых вагонов, можно ожидать существенного роста транспортной нагрузки на грузовладельцев. При этом, в случае с частными перевозчиками будет обновлено не более 2-3% от потребного объёма новых локомотивов. Если решать вопрос финансирования только за счёт государственных субсидий, то их размер ежегодно должен составлять порядка 30-40 млрд руб. в ценах 2012 года.

Необходимо создание инструмента, который мог бы показать государству положительные и отрицательные эффекты от каждого возможного варианта финансирования обновления парка локомотивов и последствия для экономики сохранения дефицита инвестиций в локомотивном хозяйстве железнодорожного транспорта общего пользования.

Предложения по изменению принципов формирования инвестиционной программы в части обновления парка локомотивов. Необходимо:

Реализация данных принципов позволит государству принимать решения в части обновления парка локомотивов опираясь на расчёты и оценки, учитывающие положительные и отрицательные последствия.