Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Доклад: О базовых принципах формирования системы инвестирования в развитие магистральной инфраструктуры

Юрий Саакян, генеральный директор
Заседание Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре
Москва, 1 декабря 2010 года

Презентация доклада (pdf)

Генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян выступил с докладом «О базовых принципах формирования системы инвестирования в развитие магистральной инфраструктуры» на расширенном заседании Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП (Москва, 01 декабря 2010 г.)

Мероприятие прошло в малом зале заседаний ОАО «РЖД» под председательством члена Бюро Правления РСПП, председателя Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре, президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина. На повестку дня были вынесены вопросы взаимодействия грузоотправителей, общесетевого перевозчика и государства. В ходе заседания были рассмотрены различные аспекты этой темы: области развития инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, совершенствования нормативного и тарифного регулирования.

В своем выступлении Юрий Саакян подчеркнул, что дефицит инвестиций на текущее содержание и капитальный ремонт главных хозяйств магистральной инфраструктуры в период 2005-2009 гг. привёл к повышению доли основных фондов за пределами срока службы и росту количества отказов по этой причине. По данным ИПЕМ, рост доходов владельца инфраструктуры отставал от роста транспортной нагрузки в 1,2 раза. За период 2003-2010 гг. владелец магистральной инфраструктуры дополнительно смог бы получить более 100 млрд руб. при условии равенства темпов роста фактической транспортной нагрузки на грузовладельцев и темпов роста доходов владельца инфраструктуры. Однако рост транспортной нагрузки сопровождался перераспределением доходов, прибыли и инвестиционных возможностей от владельца инфраструктуры к владельцам грузовых вагонов. В итоге для стабилизации объёмов капитального ремонта различных составляющих инфраструктуры в период 2010-2015 гг. необходим объём дополнительных инвестиций к ранее запланированным в инвестиционной программе ОАО «РЖД» до 250 млрд руб. Также наряду с дефицитом инвестиций на текущие потребности инфраструктуры необходимы масштабные инвестиции в её развитие.

В своем докладе Юрий Саакян описал какую опасность несет в себе отказ от инвестирования в магистральную инфраструктуру, предложил возможные источники для получения необходимых на это средств, и высказал предположения как перераспределить инвестиционную нагрузку среди различных пользователей ж/д инфраструктуры.

Так пропорции (доли) источников финансирования предлагается определять в зависимости от получаемых всех совокупных эффектов на всех этапах реализации проектов (доходы бюджетов различных уровней, распределение торговой наценки между владельцами товара и участниками транспортной цепочки, социально-экономическое развитие регионов и т.д.)

Оформление отношений между инвесторами и государством предлагается на основе ГЧП, а между государством и владельцем магистральной инфраструктуры – на основе сетевого контракта.