Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Макроэкономические эффекты от реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД»

Юрий Саакян, генеральный директор
IX Международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»
Москва, 14 декабря 2011 года

Необходимо напомнить, что размер инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2012 год составит 428 млрд. рублей. Основываясь на данных Росстата, проведем сравнение инвестиций ОАО «РЖД» с другими отраслями промышленности России: в 2010-м году инвестиции ОАО «РЖД» по сравнению с инвестициями в добывающих отраслях были меньше в 4,7 раза, обрабатывающих отраслях – в 4,4 раза, в производстве и распределении электроэнергии, тепла и воды – в 3 раза. Таким образом, от всех инвестиций в основные средства, сделанных в экономике России в 2010 году, доля инвестиций железнодорожной компании составляет 3,22%.

Несмотря на небольшую долю инвестиций, железнодорожная отрасль является одним из ключевых элементов экономики страны, в связи с чем объем инвестпрограммы ОАО «РЖД» становится значимым с качественной точки зрения. Недостаток инвестиций в пропускные способности железнодорожной инфраструктуры напрямую ограничивает инвестиции в добывающие и обрабатывающие отрасли.

Сегодня участников рынка, заинтересованных в увеличении объемов финансирования инфраструктурных проектов, совсем немного: ОАО «РЖД», поставщики продукции и услуг для железных дорог (включая железнодорожное машиностроение), грузоотправители, государство и население. По словам докладчика, реализация инфраструктурных проектов позволит ОАО «РЖД» увеличить свои доходы, но в меньше степени, чем остальным заинтересованным. Так, при общей рентабельности ОАО «РЖД» в I полугодии 2011 на уровне 8,4% прирост грузооборота даже на 20% даст дополнительную прибыль в 18,4 млрд рублей.

Поставщики продукции и услуг, и в особенности железнодорожное машиностроение, будут заинтересованы в увеличение инвестпрограммы ОАО «РЖД», так как получат крупный и долгосрочный заказ от основного потребителя. Однако поставщики 2-го уровня (комплектующие для производства конечной продукции для железных дорог) заинтересованы в меньшей степени в виду диверсификации их портфеля заказов, где доля железнодорожного транспорта не является превалирующей.

Следующая группа бенефициаров увеличения инвестпрограммы ОАО «РЖД» - грузоотправители. Производственный процесс ряда грузоотправителей (в частности, угольная промышленность) предполагает безальтернативное и массовое использование железнодорожного транспорта. По оценкам ИПЕМ, инфраструктурные ограничения по вывозу угля в результате недофинансирования инвестиционных проектов ОАО «РЖД» приведут к соответствующему недофинансированию угольной отрасли в размере 15 млрд долл., что сопоставимо с потребностью в инвестициях в развитие железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД».

Государство является наиболее заинтересованным участником рынка в увеличении финансирования инвестпроектов ОАО «РЖД». Большая часть продукции, закупаемой в рамках инвестпрограммы ОАО «РЖД», произведена на отечественных предприятиях. Согласно данным Минэкономразвития о размере налоговой нагрузки на экономику, 36,5% годовой программы железнодорожного перевозчика уже в текущем году возвращается в бюджет в виде налогов. Также необходимо учесть и дополнительные налоговые поступления от грузоотправителей, которые смогут расширить производство. По расчетам ИПЕМ, рост производства только в угольной отрасли на 10 млн т/год обеспечит дополнительные налоговые поступления на уровне как минимум 3,5-3,7 млрд. рублей в год.

Эффект для населения: увеличение инвестиционной программы ОАО «РЖД» даст толчок для развития других отраслей промышленности, который в результате приведет к созданию новых рабочих мест в регионах страны. По оценкам ИПЕМ, при сложившейся средней производительности труда в промышленности 1 млрд руб. дополнительных инвестиций в конкретную отрасль будет равен следующему количеству рабочих мест: 245 - в черной металлургии, 832 – в транспортном машиностроении, 776 – в электротехнической промышленности, или 500 рабочих мест на каждый миллион добытого угля в угольной промышленности.

Существует три возможных источника финансирования инвестпрограммы ОАО «РЖД»: заемные средства, частные инвестиции и поддержка государства. Однако занимать бесконечно нельзя, а частные инвесторы пока не готовы идти в столь долгосрочные проекты.

По мнению ИПЕМ, только государство заинтересовано в развитии экономики страны в целом и реализации совокупных эффектов от развития железнодорожной отрасли, включая преодоление транспортной разобщенности, ослабление социальной напряженности, создание новых рабочих мест и т.д. По словам докладчика, только государство может инвестировать в долгосрочные проекты (20-30 лет), при этом выпуск государственных облигаций может быть обеспечен ростом налоговых поступлений.

Необходимо коренное изменение государственной политики в железнодорожном транспорте и уход от инвестирования в отрасль по остаточному принципу. Актуальные цифры: в 2011 году инвестиции в транспортную систему России составили 2,3 трлн рублей, при этом из них около 950 млрд были направлены на трубопроводный транспорт. Для сопоставления - объем инвестиций и в электросетевое хозяйство страны: в 2011 году они составили порядка 700 млрд рублей.

Государство не должно самоустраняться от решения проблемы финансирования инфраструктурных проектов. Показав готовность вкладывать средства в развитие инфраструктуры, государство облегчит и ускорит процесс привлечения и частных инвестиций, что в совокупности создаст реальные предпосылки для качественного рывка экономики и страны в целом.