Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Как обеспечить вагонами небольшие и средние предприятия по приемлемым ценам

Игорь Куротченко, руководитель отдела исследований грузовых перевозок
II Международная конференция «Грузоперевозки для малых, средних и крупных предприятий: решение проблем»
Москва, 28 октября 2011 года

После кризиса наблюдалось увеличение погрузки грузов, по которым сильна межвидовая конкуренция. Как правило перевозка данной номенклатуры грузов, в основном, осуществлялась в инвентарном парке. По мере перехода от инвентарного к приватному парку вагонов в 2011 году стал наблюдаться постепенный отток указанных видов грузов на автотранспорт, так как в соотношении «цена-качество» данный вид транспорта стал более предпочтительным.

Отечественная железнодорожная инфраструктура исторически создавалась под работу единым вагонным парком и не приспособлена для работы в условиях конкуренции между операторами. Результатом данного несоответствия являются возникший дефицит инфраструктуры и тяги, вследствие чего произошло ухудшение показателей работы вагонов. Вагоны стали в большей степени стоять и в меньшей степени перемещаться, в первую очередь вырос оборот и порожний пробег вагонов, что приводит к росту цен для грузоотправителей.

Основные причины дефицита вагонов для малых и средних предприятий:

Пути по решению задач по обеспечению вагонами грузоотправителей. Существующие меры тарифной настройки и внесение изменений в некоторые нормативно-правовые акты – это по сути точечные меры краткосрочного характера, которые не устраняют дефицит подвижного состава. Они позволят нормализовать ситуацию только на крупных станциях погрузки, снизят оборот вагонов и простои. Для обеспечения подвижным составом небольших предприятий, необходимо создание условий для передачи части парка операторских вагонов под единое управление. Однако цены на грузоотправку все равно будут выше, чем по Прейскуранту 10-01, но уже ниже существующих рыночных цен.

Эффективное решение проблемы с дефицитом подвижного состава – это передача некоторой части вагонов под единое управление. Если бы удалось достичь показателей работы технических станций и станции погрузки в границах дорог МПС СССР, которые вошли затем в состав МПС России, с поправкой на рост средней дальности перевозок за это время, то это позволило: