Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Доклад: Роль государства в обеспечении достаточного финансирования содержания и развития инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта общего пользования

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
Международная конференция «Развитие железнодорожной инфраструктуры для перевозки грузов добывающей и перерабатывающей промышленности: финансово-правовые аспекты»
Москва, 19 июня 2012 года

Презентация к докладу (pdf)

Основные тезисы доклада:

  • Недостаточное финансирование инфраструктуры уже напрямую сказывается на экономике в виде дефицита пропускной способности железнодорожного транспорта.
  • Данная проблема является ярким примером того, как стремление сэкономить средства федерального бюджета на инфраструктуре выливается в большие потери из-за ее недоразвития для экономики.
  • В вопросах развития инфраструктуры крайне важно участие государства как регулятора и законодателя, которое в настоящее время не чувствуется, хотя конкретные решения необходимо было начинать принимать уже давно.

Решению проблемы недофинансирования железнодорожной отрасли существует ряд препятствий:

  • Введение высокого размера индексации тарифа может привести к увеличению совокупной транспортной нагрузки на грузоотправителя и потере конкурентоспособности его продукции на внутренних и мировых рынках.
  • Сокращение собственных издержек ОАО «РЖД» не сможет обеспечить объем средств, достаточный для покрытия инвестиционных потребностей.
  • Средства, направляемые владельцу инфраструктуры государством, выделяются не системно, а по проектному принципу.
  • При выделении субсидий и дотаций отсутствуют взаимные обязательства между владельцем инфраструктуры и государством.
  • Привлечение средств независимых инвесторов приводит к увеличению объема общей стоимости обслуживания долга, снижению кредитных рейтингов инфраструктурной компании или к полной или частичной потере контроля над частью железнодорожных активов.
  • Несовершенство нормативно-правовой базы (в частности, Бюджетного кодекса), которая вынуждает применять «экзотические» схемы реализации инфраструктурных проектов, основанные на принципах государственно-частного партнерства.

Созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта будут способствовать следующие решения:

  • Установление тарифов на перевозку грузов на экономически обоснованном уровне или близком к нему.
  • Привлечение государства к финансированию содержания и развития инфраструктурного комплекса и установление взаимной ответственности государства и владельца железнодорожной инфраструктуры (регуляторный контракт).
  • Внесение изменений в нормативно-правовую базу, в частности, удаление оговорки о «не допущении инвестирования бюджетных средств в объекты капитального строительства, которые не могут быть отнесены к бюджетной собственности» и реализация положения «Соглашения о развитии инфраструктуры железнодорожного транспорта, необходимой для реализации проектов территориального и промышленного развития».