Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступил на Круглом столе «Реформа железнодорожного транспорта в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы» в Государственной Думе РФ (26 января 2010 г., Москва).

Открыл «круглый стол», председатель Комитета Сергей Шишкарёв. С основными докладами выступили заместитель министра транспорта Андрей Недосеков и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. В выступлениях отмечалось, что железные дороги являются системообразующим элементом транспортного комплекса страны, обеспечивая порядка 80% грузооборота, обслуживая 77 регионов России, более 70 тысяч предприятий различных отраслей промышленности и обеспечивая более 50% экспортно-импортных грузоперевозок. Помимо роли национального транспортного интегратора железнодорожный транспорт обеспечивает занятость более чем 1,5 млн. человек и играет огромную социальную роль, а также традиционно является важным элементом обеспечения обороноспособности и мобилизационной готовности России.

По мнению Юрия Саакяна, на железнодорожном транспорте приоритеты не должны отдаваться бизнес-интересам. Это отрасль, в которой потребности государства и общества должны быть выше интересов частных компаний. И не учитывать этого при проведении реформы, значит увеличивать риски потери технологической устойчивости и роста транспортных издержек в экономике. Очень показателен пример электроэнергетики, в которой потеряна технологическая устойчивость отрасли, а также произошел существенный рост тарифов. Сейчас это признают и те, кто был против проведения реформы, и те, кто отчаянно её лоббировал. Поэтому при преобразованиях железнодорожного транспорта необходимо учитывать не только международный, но и собственный опыт реформирования естественно-монопольных секторов. За годы, прошедшие с начала реформы железнодорожной отрасли, удалось сохранить безопасность перевозок и технологическую устойчивость её функционирования. Это является несомненным плюсом. Однако дальнейшие преобразования не должны приводить к нарушению этих важнейших характеристик.

В обсуждаемой целевой модели рынка грузовых перевозок одним из важных направлений дальнейших изменений является увеличение сфер деятельности и долей частного сектора по таким направлениям, как перевозки, оперирование грузовыми вагонами, ремонты и т.д. Однако далеко не все сферы деятельности на железнодорожном транспорте могут эффективно регулироваться рынком, должно сохраниться и государственное регулирование. В этой связи очень важно, в чьих интересах оно будет осуществляться. Что будет во главе угла - получение прибыли или обеспечение нужд экономики. Баланс интересов может определить и соблюсти только государство. Пока же предлагаемые модели ориентированы на интересы крупных железнодорожных компаний, и слабо учитывают нужды потребителей их услуг. Подобный перекос может привести среди прочего к утрате технической и экономической доступности железнодорожного транспорта, а также нарушению технологической устойчивости перевозок. Пока же, по мнению, г-на Саакяна, следует провести более точные расчеты необходимости подобных преобразований, экономически обосновано определить, какие сферы железнодорожного бизнеса должны перейти на рыночные рельсы, установить четкие правила для частного капитала и определить обязанности государства.

Презентация к докладу