Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Вопросы субсидирования дальних пассажирских перевозок

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
Круглый стол РИА Новости "Господдержка дальних перевозок: отмена субсидий"
Москва, 18 сентября 2013 года

Ни в одной стране мира железнодорожные пассажирские перевозки не являются окупаемыми, и в большинстве случаев государство оказывает поддержку компаниям-перевозчикам. При сравнении объемов государственного финансирования Россия проигрывает многим развитым странам. Так, на сегодняшний день на поддержку пассажирских перевозок в России выделяется около 30 млрд руб, т.е. 43-45 коп. на пасс.-км в регулируемом секторе. Для сравнения, аналогичный показатель в США равняется 5 руб. на пасс.-км, в странах Евросоюза и Аргентине – 2 руб. за пасс.-км.

Отмена субсидий на пассажирские железнодорожные перевозки коснется регулируемого сектора перевозок в плацкарте и сидячих вагонах, которые пользуются большой популярностью (около 70% пассажиров в дальнем следовании) среди населения. Повышение цен на билеты приведет к снижению транспортной мобильности тех незащищенных групп населения, которые не смогут переключиться на использование авиатранспорта или подорожавшего железнодорожного транспорта.

Предложения по совершенствованию транспортной системы:

•  Целесообразность разработки системы поддержки транспортной мобильности социально незащищенных слоев населения в зависимости от выбранного вида транспорта.

•  Целесообразность проведения комплексного транспортного анализа пассажирских потоков по различным направлениям и видам транспорта с целями:

1. Определения направлений перевозок, маршрутов, видов транспорта и объема пассажиропотока, который нуждается в государственной поддержке.

2. Оптимизация затрат федерального бюджета на поддержку пассажирских перевозок при сохранении транспортной доступности для социально незащищенных слоев населения.

3. Формирование параметров и объемов государственного заказа на пассажирские перевозки по видам транспорта.

•  Целесообразно рассмотреть возможность реализации принципа когда «субсидия следует за пассажиром» на выбранный им вид транспорта.

Отсутствие долгосрочной транспортной политики по поддержке перевозок отдельных категорий пассажиров различными видами транспорта приводит к невозможности разработки долгосрочных стратегий перевозчиков с определением объема перевозок в регулируемом секторе перевозок, закупок подвижного состава компаниями - перевозчиками в связи с непредсказуемостью государственного регулирования.

Кроме того, назрела необходимость изменения подхода к решению транспортных проблем. Целесообразно большую роль отдавать предпочтениям пассажиров. Отмена государственного субсидирования может лишить пассажиров возможности самостоятельного выбора вида транспорта. В свою очередь, сбалансированная транспортная политика приведет к усилению конкуренции между перевозчиками различных видов транспорта, что положительно скажется как на качестве оказываемых ими услуг, так и на их стоимости.