Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Аспекты создания модели регулирования парка порожних вагонов

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
Круглый стол пресс-центра ИД "Гудок" "Управление порожним парком вагонов. Введение платы за простой сверх нормативного времени. Проблема дефицита провозных мощностей"
Москва, 25 сентября 2013 года

Презентация к докладу (pdf)

Ситуацию на железной дороге можно соотнести с ситуацией на автомобильных дорогах – существует один владелец инфраструктуры и множество ее пользователей. Простой вагонов сверх нормативных сроков на ряде станций, с интенсивным объемом вагонной работы, создает напряженность на сети, в том числе увеличивая время доставки грузов. При этом сегодня в России существует дефицит железнодорожной инфраструктуры, и от оптимизации ее использования напрямую зависит конкурентоспособность экономики.

Для решения проблем простоя порожних вагонов необходимо сформулировать правила, аналогичные ПДД, которые будут регулировать и движение, и размещение порожних вагонов на инфраструктуре общего пользования.

В качестве предложений по упорядочиванию размещения порожних вагонов временно не задействованных на перевозке ИПЕМ считает целесообразным:

Задача принятия общих для участников рынка правил размещения порожних вагонов лежит на федеральных органах исполнительной власти, в данном случае – Росжелдоре. Кроме того активная позиция регулятора и принятие им:

позволит сформировать сбалансированные для всех участников перевозок решения и создать условия для рационального использования магистральной инфраструктуры, построенной и оптимизированной, прежде всего, для перевозки грузов, а не парковки вагонов, не задействованных в перевозках.

Активное и ограниченное по времени обсуждение принимаемых документов и изменений в нормативную базу на экспертных площадках государственных регуляторов и законодательной власти позволит принять оперативные решения, направленные на повышение эффективности перевозок.

В настоящий момент важнейшим фактором в решении проблемы простоя порожних вагонов является способность и желание регуляторов принимать решения при наличии разногласий между участниками перевозок. Однако наличие разногласий не должно приводить к остановке процесса доработки нормативной базы, сформированной, в основном, до 2003 года, не учитывающей произошедшие за последние 10 лет изменения в сфере железнодорожного транспорта.