Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Итоги проведения третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в 2009 году

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян выступил на Парламентских слушаниях «Итоги проведения третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта в 2009 году» в Совете Федерации Федерального собрания РФ. (19 марта 2010 г., Москва).

Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям провела парламентские слушания, на которых обсуждалось положение в железнодорожной отрасли. Участники слушаний - члены Совета Федерации, представители Министерства транспорта РФ, ОАО «РЖД», частных компаний, научного и экспертного сообщества - рассмотрели текущие итоги реформы, и высказали предположения о направлении дальнейших преобразований на железнодорожном транспорте. Открыл слушания председатель комиссии СФ по естественным монополиям Николай Рыжков. Как подчеркивали выступающие, целью проводимых реформ было создание развитой конкурентной среды на железной дороге в сфере перевозок. Во главу угла при этом ставилось повышение устойчивости работы железнодорожного транспорта, безопасности и качества оказываемых услуг, формирование единой эффективной транспортной системы страны. К настоящему моменту большинство масштабных структурных мероприятий реформ уже завершено. Отрасль сохранила устойчивость и технологическую целостность.

Программа структурной реформы предусматривает на третьем этапе оценку полного организационного отделения инфраструктуры от перевозок. Институт проблем естественных монополий провёл оценку данного мероприятия, которая показала, что совокупный рост затрат в отрасли может составить до 223 млрд руб. В рамках проведенных исследований экспертами ИПЕМ были разработаны: технологическая модель взаимодействия независимой компании - владельца инфраструктуры и перевозчиков; модель регуляторной среды для изменившихся условий; модель изменения затрат в отрасли на перевозки грузов. Оценены риски данного мероприятия для грузовладельцев, экономики и государства в целом. Проведённый анализ технологических, организационных, регуляторных и нормативно-правовых аспектов организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности позволяет сделать вывод о том, что затраты экономики на железнодорожный транспорт вырастут: из-за роста числа участников перевозочного процесса, роста транзакционных издержек, снижения эффективности использования подвижного состава.

По мнению г-на Саакяна, искусственная стимуляция развития конкуренции между перевозчиками нецелесообразна для отрасли и интересов государства. Железнодорожный транспорт - это единый технологический комплекс: инфраструктура, локомотивы и вагоны. Конкуренция, как инструмент достижения целей реформы, здесь имеет очень ограниченные возможности. Эта отрасль системообразующая: интересы государства и общества должны быть выше интересов частных компаний. Развитие института частных перевозчиков приведет, по сути, лишь к перераспределению доходов от перевозок от национального перевозчика к частным. Емкость рынка перевозок в денежном исчислении ограничена тарифами, устанавливаемыми государством. Емкость рынка по тоннажу ограничена грузовой базой, зависящей от развития экономики. Магистральная инфраструктура и инфраструктура локомотивного хозяйства не готовы к одновременному функционированию двух и более перевозчиков. Таким образом, новых рынков частные перевозчики создать не смогут и будут «отбирать» грузы и прибыль у ОАО «РЖД».

Также г-н Саакян считает нецелесообразным и развитие частной магистральной локомотивной тяги. Во-первых, польза от этого шага не подтверждена никакими экономическими расчетами, а во-вторых, именно магистральные локомотивы обеспечивают устойчивое функционирование инфраструктуры, обеспечивая её пропускные и провозные способности. Следовательно, здесь видна прямая угроза стабильности функционирования всей отрасли. Возможности развития этого направления генеральный директор ИПЕМ видит в организации института аренды перевозчиками частных локомотивов. По мнению г-на Саакяна, до сих пор никто не обосновал, что железнодорожные перевозки не являются естественно-монопольным видом деятельности, таким, в которых конкуренция или экономически целесообразна, или технологически возможна. Если железнодорожные перевозки являются естественно-монопольным видом деятельности, то в соответствии с экономической теорией совокупные издержки от появления новых перевозчиков (или дробления единого) неминуемо увеличатся. В результате возрастет нагрузка на всех грузовладельцев и в итоге - на экономику России.