Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Доклады

Актуальные вопросы развития пригородного пассажирского комплекса РФ

Владимир Савчук, руководитель Департамента исследований железнодорожного транспорта
Общественная палата Российской Федерации
Москва, 22 ноября 2013 года

Презентация к докладу (pdf)

Cуществующая система функционирования пригородного комплекса нуждается в немедленной доработке. Отсутствие достаточного государственного финансирования и контроля над осуществлением транспортной политики в регионах приведет к частичной потере этого вида транспортного сообщения в уральском, сибирском и дальневосточном регионах России.

Главным следствием нерешенных проблем пригородного комплекса является сокращение пригородных поездов с ухудшением транспортной доступности для пассажиров – на некоторых направлениях каждый четвертый пассажир перестал пользоваться пригородным сообщением. Показатели пассажирооборота за январь-сентябрь 2013 года, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, впечатляют: на Южно-Уральской ЖД наблюдается снижение на 26,4%, на Забайкальской ЖД – на 23,9%, на Северной ЖД – на 18,4%. Можно констатировать, что процесс потери пригородного сообщения в неевропейской части России - это уже свершившийся факт.

Сохранение доступных пригородных перевозок в «депрессивных» регионах страны – задача жизненно необходимая. Существуют социально значимые маршруты, не имеющие финансовой и технологической альтернативы. Потеря таких маршрутов лишит сотни тысяч людей транспортной мобильности, а также ограничит потенциал развития регионов.

Существующая модель организации пригородных перевозок не способна изменить ситуацию. В ходе ее переработки необходимо сосредоточиться на ключевых точках. Во-первых, все решения и рекомендации должны учитывать невозможность существования пригородного пассажирского комплекса без государственной поддержки. «Принятие законодательных решений, не подкрепленных выделением финансовых средств, нельзя назвать эффективным методом решения проблемы», - резюмировал Владимир Савчук.

Во-вторых, помимо выделения государственного финансирования, необходимо создать систему «обратной связи» и контроля федеральных органов власти за региональными в области транспортного обслуживания граждан.

Предложения ИПЕМ по внесению изменений в целевую модель пригородного пассажирского комплекса: