Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Работы

Ключевые показатели эффективности развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок

Ключевые показатели эффективности развития конкуренции в сфере пассажирских перевозок (pdf)

Внедрение института оценки конкуренции на пассажирском транспорте является одним из ключевых факторов обеспечения сбалансированной доступности услуг транспорта для населения. Отсутствие такого инструмента существенно ограничивает возможности регулятора по принятию корректных стратегических решений по развитию пассажирского комплекса.

ИПЕМ предлагает разделить КПЭ на внутривидовой (один вид транспорта) и межвидовой сегменты. Так, по внутривидовой конкуренции Институт на примере железнодорожного транспорта предлагает использовать следующие показатели:

‒ Протяженность участков сети, на которой функционирует два и более перевозчика, в том числе когда право на выполнение перевозок получено в результате конкурсных процедур (км).

‒ Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Хиршмана (HHI) в пассажирском сообщении дальнего следования по местообороту (мест-км).

‒ Доля пассажирооборота российских железнодорожных перевозчиков, не входящих в одну группу лиц одного перевозчика с наибольшим пассажирооборотом, в общем объеме пассажирооборота (пасс.-км).

‒ Протяженность участков сети, на которых функционируют два и более перевозчика, в том числе когда право на выполнение перевозок получено в результате конкурсных процедур (км);

‒ Количество действующих франшиз (конкурсных процедур) на перевозку пассажиров в пригородном сообщении (ед.).

Для оценки эффективности развития межвидовой конкуренции в сфере пассажирских перевозок ИПЕМ предлагает использовать следующие показатели:

Такой набор показателей оценки эффективности регулирования конкуренции позволит регулирующему органу сформировать системную работу по развитию пассажирского комплекса и избежать перекосов, негативно сказывающихся на социально-экономической ситуации в стране и конкретных населенных пунктах.