Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Работы

Экспертное заключение ИПЕМ для суда по иску ФГК к ФАС России

26 сентября, 2018

Арбитражный суд Москвы вынес решение по спору АО «Федеральная грузовая компания» («дочка» ОАО «РЖД») с Федеральной антимонопольной службой (дело № А40-20993/2018). Последняя сочла ставку предоставления вагонов АО «ФГК» монопольно-высокой, однако суд, изучивший в том числе расчеты ИПЕМ, эту позицию не подтвердил.

В декабре 2017 г. ФАС России вынесла решение, в соответствии с которым ФГК была признана нарушившей закон о защите конкуренции, установив в 2016 г. монопольно высокие ставки на предоставление полувагонов в РФ. ФАС предписала оператору прекратить нарушения. Кроме того, было вынесено поведенческое предписание. ФГК не согласилась с решением регулятора и обжаловала его в суде. Подробный разбор решения суда опубликован на закрытой ленте «Интерфакс».

ИПЕМ в своем отчете, представленном в суд, среди перечня аргументов также отметил, что при расчете объема рынка ФАС не учла ряд обстоятельств, определяющих характеристику услуг на рынке предоставления полувагонов: каждый конкретный заказ зависит от параметров перевозки, требующихся клиенту, включая расстояние от станции погрузки до станции назначения, вид и объем груза, количество необходимого подвижного состава, сроки погрузки и разгрузки. В итоге суд счел, что именно размер рабочего парка полувагонов в обоснованных ИПЕМ географических границах рынка должен был использоваться антимонопольной службой для оценки рынка предоставления вагонов под перевозку.

ИПЕМ указывал, что рентабельность АО «ФГК» при предоставлении полувагонов в 2016 г. составляет 4-4,1%. Однако, по мнению суда, это не является обоснованием того, что «Федеральная грузовая» устанавливала монопольно высокие ставки. Рентабельность продаж компании по всем видам деятельности составляет 5,5%, что ниже среднерыночного уровня в 10,6-15,7%.

Рост ставок зависит от баланса спроса и предложения и не является результатом действий ФГК, отметил суд. Кроме того, изменение ставок не превышало динамику расходов оператора на предоставление полувагонов. Согласно отчету ИПЕМ, по сравнению с 2015 г. в 2016 г. он составил 16,5%. При этом сравнение условной расчетной цены, которая бы позволяла выйти на безубыточный уровень без прибыли в 2015 г., и фактической цены в 2016 г. демонстрирует рост в 2016 г. на 11%, что было принято во внимание арбитражным судом.

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: