Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Работы

Анализ первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО "ФПК" (I этап исследований)

Презентация анализа первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО "ФПК" (pdf)

 

Целью исследовательской работы Института является выявление эффекта от введения динамического ценообразования в сфере дальних пассажирских перевозок для пассажира и разработка рекомендаций по его учету при приобретении билетов. В рамках 1-го этапа работы был исследован маршрут Москва ‒ Воронеж путем мониторинга изменения стоимости билетов в вагонах купе, СВ и люкс ежедневно с 9:00 до 10:00 МСК в поездах:

Исследование было проведено на основе открытых данных о стоимости и количестве оставшихся билетов на официальном сайте ОАО «РЖД».

В ходе проведенного исследования было выявлено, что при новой методике ценообразования на рассматриваемые поезда возникли такие периоды продаж, когда стоимость билетов в купе была максимально приближена (на 4-12% выше) к стоимости билета в плацкартном вагоне. По оценкам ИПЕМ, самый продолжительный период, когда наблюдался такой эффект, - это первые девять суток с начала продаж. В ИПЕМ также отмечают, что в рамках традиционной схемы тарифообразования – гибкого графика регулирования тарифов (ГГРТ) – стоимость билета в купе могла превышать стоимость билета в плацкарте в 2 раза.

Также в выводах указывается, что на старте продаж билеты имели один из самых низких показателей стоимости, а дорожать начали за десять суток до отправления поезда во всех категориях.

Главным фактором изменений цены являлся возрастающий спрос пассажиров на билеты. В результате исследования установлено, что основной объем продаж пришелся на последние 8-10 суток до отправления поезда. Эксперты ИПЕМ объясняют это тем, что пассажиры, использующие дерегулируемый сегмент (купе, СВ, люкс), не чувствительны к росту цены (т.е. рост цен для них не является значимым фактором. Вероятно, данным категориям пассажиров важно приобретать билет как можно ближе к дате поездки в целях экономики рабочего и личного времени, а также срочностью командировки или поездки. Однако возможно, что со временем ситуация изменится, и пассажиры станут больше следить за текущей стоимостью, а значит, иметь возможность приобрести билет за меньшую цену.

Выводы, полученные в результате исследования, относятся только к рассмотренным поездам направления Москва – Воронеж и актуальны для указанного периода. Выводы об общих тенденциях и эффектах от внедрения системы динамического ценообразования будут сформированы на более поздних этапах исследования.


 

Рекомендации пассажирам

 

Как выгоднее приобретать билет в условиях динамического ценообразования?