Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Работы

Анализ первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО "ФПК" (II этап исследований)

Презентация анализа первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО "ФПК" (II этап исследований) (pdf)

Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) завершил II этап исследования «Анализ первых результатов применения методики динамического ценообразования ОАО «ФПК» (выводы по I этапу исследования доступны по ссылке). Целью обоих этапов исследования Института является выявление эффекта от введения динамического ценообразования в сфере дальних пассажирских перевозок и разработка рекомендаций для пассажиров по эффективной организации поездки в новых условиях.

В рамках II этапа исследования экспертами был сделан акцент на анализе влияния изменения стоимости авиабилетов на ценообразование на железнодорожном транспорте, мониторинге разницы в цене между билетами на поезд и самолет, а также изучении изменений спроса на поезда дневного и ночного следования. Кроме того, был расширен список практических рекомендаций для пассажиров, покупающих билеты по новой методике ценообразования.

Аналогично I этапу исследования, для анализа было выбрано направление Москва-Воронеж. Анализ проводился на основе данных ежедневного мониторинга изменения стоимости билетов в период с 14 марта по 30 апреля 2013 года (ежедневно с 17:00 до 19:00 МСК) на:

• проезд в фирменных поездах № 25 и № 46 (купейные вагоны, СВ, вагон люкс). Стоит отметить, что поезд № 46 начал курсировать как фирменный с 23 апреля 2013 года, что было учтено в ходе исследования

• авиаперелеты по маршруту Москва-Воронеж (экономкласс), выполняющиеся авиакомпаниями «Полет», «ЮТэйр» и «Руслайн»

Исследование было проведено на основе открытых данных о стоимости и количестве оставшихся билетов на официальном сайте ОАО «РЖД» и стоимости авиабилетов в приложении «Яндекс.Расписание».

По результатам исследования было выявлено отсутствие четкой зависимости изменения стоимости проезда в вагонах от изменения стоимости авиабилетов в эконом классе. По результатам мониторинга было установлено, что в первые 10 суток начала продаж стоимость билетов в купейные вагоны значительно ниже, чем стоимость билетов на самолет. К примеру, на поезд № 46 пассажир мог приобрести билет на нижнюю полку купе на 66% дешевле по сравнению с самолетом, на верхнюю – на 97% дешевле.

В последние 10 суток до отправления ситуация менялась – пассажиры могли приобрести авиабилеты экономкласса дешевле оставшихся билетов на поезд на 43% (по сравнению с билетом на верхнюю полку купе). Однако в целом был сделан вывод о том, что по мере приближения даты отправления стоимость билетов на обоих видах транспорта возрастает синхронно.

В ходе исследования была выявлена зависимость стоимости билетов от даты отправления: в 45 сутки продаж билеты на поезда, отправляющиеся в предпраздничный день (30 апреля) заметно дороже, чем в будний день в середине рабочей недели (24 апреля).

Исследуя различия в спросе на поезда дневного и ночного следования, эксперты отметили больший спрос на поезда дневного следования в виду более низкой стоимости билетов, удобства расписания и возможности совершить обратную поездку за одни сутки. Стоит отметить, что поезда дневного следования на расстоянии до 600-700 км с преобладающим количеством сидячих вагонов можно назвать отечественными железнодорожными «лоу-костерами», и они могут конкурировать с авиаперевозчиками.

Согласно выводам исследования, изменения поведения пассажиров с введением нового метода ценообразования фактически не произошло. Пассажиры по-прежнему продолжают покупать билеты по высокой цене в период за 9 суток до отправления поезда.

 


 

Рекомендации пассажирам*

 

Как выгоднее приобретать билет в условиях динамического ценообразования?

 

 

 

*- первоначальный перечень рекомендаций был сформирован в рамках I этапа исследования