Исследовательская деятельность

Железнодорожный транспорт / Работы

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по перевозке грузов при выполнении перевозочного процесса на железнодорожном транспорте с участием вагонов различной собственности

Аналитический отчет "Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по перевозке грузов при выполнении перевозочного процесса на железнодорожном транспорте с участием вагонов различной собственности" (pdf)

Основной предпосылкой проведенного исследования является  несоответствие существующих норм регулирования новой ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок, а именно возникшей в результате реформы конкуренции операторов подвижного состава. Кроме того, несмотря на окончательное формирование рынка предоставления вагонов под перевозку к концу 2011 года, четкое единое определение услуг по предоставлению подвижного состава в нормативной базе до сих пор отсутствует.

В рамках проведенного анализа были изучены наиболее значимые (по объему оказываемых услуг и влиянию на грузоотправителей) товарные рынки: рынки полувагонов, нефтебензиновых цистерн, универсальных платформ и крытых вагонов. Временной интервал исследования был ограничен вторым полугодием 2011 года и первым полугодием 2012 года.

Расчет уровня концентрации товарного рынка производился с использованием коэффициента рыночной концентрации (CR) и коэффициента рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Специалисты ИПЕМ пришли к следующим результатам:

Отдельной областью исследования стал анализ барьеров входа на товарный рынок. Специалисты ИПЕМ выделили три категории барьеров: экономические ограничения, административные ограничения, наличие среди компаний на рынке операторов компаний, входящих в состав вертикально интегрированных холдингов.

В качестве экономических ограничений в исследовании рассматривались способы выхода новых игроков на рынок. Приобретение новых вагонов в собственность является наиболее затратным способом выхода на рынок и требует большого начального капитала. В то же время аренда вагона у операторов или промышленных предприятий пользуется популярностью у новых игроков, не имеющих своего подвижного состава. Такой вариант предполагает наличие предоплаты и других единовременных платежей, но при этом является наименее затратным способом выхода на рынок. В основном же новые операторы, претендующие на значительную долю рынка, предпочитают получать вагоны в форме лизинга у финансовых компаний. При финансовом лизинге компания-оператор получает вагоны в собственность по окончании срока договора, не неся при этом существенных единовременных затрат.

Согласно оценке ИПЕМ, финансовые и организационно-административные расходы на преодоление барьеров входа на рынок незначительны. В целом по результатам исследования был сделан вывод о том, что существенных ограничений для входа новых компаний на исследуемые товарные рынки нет. Следовательно, рынки предоставления вагонов можно оценивать как конкурентные, так как условия для входа на рынок предоставления грузовых вагонов довольно мягкие.

Основные выводы исследования: